logo
disk / экономика

Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса

Уже отмечалось, что закон спроса показывает, как покупатели реагируют на изменение цены. Однако степень реакции может быть различной. При незначительном изменении цен спрос может измениться очень сильно – высокая эластичность, очень мало – низкая эластичность или в той же пропорции – нормальная эластичность.

Эластичность спроса по цене – чувствительность величины спроса на товар к его цене.

Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности – Ed, который показывает процент изменения величины спроса на данный товар при изменении цены этого товара на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается как отношение процентного изменения числа продаж –%Qdк процентному изменению цены –%Pd

Edвсегда меньше нуля, так как величина спроса и цена находятся в обратной зависимости. Когда цена падает, величина спроса растёт, и наоборот, когда цена растёт, величина спроса падает.

Рассмотрим на условном примере, как рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса.

Предположим, товар продавался по цене 5 рублей, и объём продаж составил 2000 единиц. По цене 4 рубля продано 4000 единиц товара. В этом случае:

А. Маршалл показал, что «эластичность может быть больше или меньше в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает количество продаж товаров при данном снижении цен, и в большей или в меньшей степени падает при данном повышении цен». Остановимся на различных вариантах эластичности спроса.

1) Еd= 1 – единичная (нормальная) эластичность – спрос на товар изменился на тот же процент, что и цена;

2) Ed> 1 – эластичный спрос – величина спроса изменяется на больший процент, чем цена,.

3) Ed< 1 – неэластичный спрос – величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена.

4) Ed= 0 – совершенно неэластичный спрос – величина спроса не изменяется ни при какой цене.

5) Ed→ ∞ – бесконечно эластичный спрос – величина спроса растёт, а цена остаётся постоянной.

P

D

D

0 Q

Рис. 7.6

Изменение эластичности спроса по цене

Степень реакции спроса на изменение цен, а, следовательно, и значение коэффициента эластичности зависит от конкретного вида товара. Так, уменьшение цены на видеомагнитофоны может значительно повысить число их покупок, а изменение цены, например, на школьные учебники существенно не повлияет на то, сколько их приобретают. Даже спрос на один и тот же товар может иметь разную эластичность при изменении условий рынка.

Более того, эластичность спроса неодинакова на разных участках кривой спроса. Так, при высоких ценах на товар спрос более эластичен, а при низких ценах – менее эластичен. Если спрос полностью насыщен, эластичность приближается к нулю. Покажем это на графике (рис. 7.6).

Чувствительность объёма продаж к рыночным ценам, то есть эластичность спроса по цене, зависит от следующего.

1) Количество дешёвых товаров-заменителей (субститутов). Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос, и наоборот.

2) Время. Рыночный спрос более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен – в краткосрочном. Во-первых, потребители реагируют на изменение цены с временным лагом, а во-вторых, со временем велика вероятность появления товаров-заменителей.

3) Продолжительность пользованием товаром. Потребитель может отказаться от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого, если цена на него высока. Таким образом, повышается эластичность спроса в краткосрочном периоде.

4) Важность товара для покупателя. Спрос на товары повседневного спроса, то есть важные (коммунальные услуги, бытовая химия и пр.), не слишком чувствителен к изменению цены. При росте цены потребители тратят больше. Товары, покупку которых можно отложить, то есть неважные, или предметы роскоши (отдых на курорте, домашний кинотеатр), показывают большую эластичность.

5) Степень насыщения рынка товарами. Если все хозяйства будут иметь холодильники, то маловероятно, что производители смогут стимулировать рыночный спрос на холодильники путём снижения цены продажи на них.

6) Доходы потребителей. По мере снижения цен товар становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что чувствительность рыночного спроса к снижению цены повышается.

Существуют и другие виды эластичности спроса.

Перекрёстная эластичность спроса по ценепроявляется, когда рассматривают группы взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. В таких группах можно проследить зависимость между тем, как изменение цен на одни товары влияет на величину спроса на другие товары. Показатель эластичности этого рода – коэффициент перекрёстной эластичности спроса. Его рассчитывают по формуле:

где

QX

– число покупок товара X;

∆%QX

– процентное изменение числа покупок товара X;

PY

– цена товара Y;

∆%PY

– процентное изменение цены товара Y.

Коэффициент перекрёстной эластичности спроса принимает положительное, отрицательное или нулевое значение в зависимости от группы, к которой относятся товары.

Взаимодополняемые товарыотражают сложный процесс потребления, когда потребности удовлетворяются взаимосвязанными товарами. В этом случае повышение (снижение) цены одного товара, уменьшает (увеличивает) спрос на другой товар. Например, понижение стоимости услуг сотовой связи, повышает спрос на мобильные телефоны.

Взаимозаменяемые товары отражают возможность удовлетворять потребности альтернативными способами, поэтому повышение (снижение) цены одного товара увеличивает (уменьшает) спрос на другой товар. Так, повышение цен на авиабилеты увеличивает спрос на железнодорожные билеты.

Независимые товары– никакое изменение цены на один товар не отражается на спросе на другой товар. Очевидно, что увеличение цены на хлеб не повлияет на покупки цемента.

Эластичность спроса по доходувыражает прямую связь между доходом и характером покупок, среди которых выделяют товары первой необходимости и предметы роскоши. Эластичность спроса по доходу выражается через коэффициент эластичности по доходу:

где

∆%Q

– процентное изменение числа покупок товара;

∆%Y

– процентное изменение дохода.

Согласно закону Энгеля, когда доход увеличивается, доля расходов на товары первой необходимости уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши увеличивается. Поэтому доля дохода, которую тратят на продукты питания, показывает благосостояние рассматриваемой группы населения.

Эластичность товара по доходу определяет, к какой группе он относится.

Спрос на товары первой необходимости – неэластичен по доходу, величина спроса слабо реагирует на изменение дохода

Спрос на предметы роскоши – эластичен по доходу, величина спроса изменяется быстрее, чем изменяется доход