logo
disk / экономика

Определение объёма производства в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде все затраты для фирмы переменные, поэтому в решениях о размере предложения важнейшим фактором выступают предельные издержки. Эффективный объём выпуска продукции фирма определяет путём двухшаговой процедуры: сначала анализируются предельные издержки, а затем средние.

В долгосрочном периоде фирма будет функционировать, если она возместит все издержки производства, включая альтернативную стоимость капитала, вложенного в предприятие, а также другие виды затрат, которые являются постоянными в краткосрочном периоде. Фирма будет выпускать оптимальный объём продукции, обеспечив равенство рыночной цены и долгосрочных предельных издержек. При цене, слишком низкой для возмещения всех издержек, фирме следует уйти из отрасли (рис. 12.4).

LMC

Р1 Е1 LAC D1

Р2 Е2 D2 – цена безубыточности

S

Q2 Q1

Рис. 12.4

Объём производства совершенного конкурента

в долгосрочном периоде

Долгосрочная кривая предложения совершенного конкурента – Sпредставляет часть кривой её долгосрочных предельных издержек – LMC, она расположена над минимальным уровнем долгосрочных средних издержек – LAC.

Долгосрочная цена безубыточности фирмы – это наименьшая цена, при которой фирма может лишь возмещать свои издержки, а значит, может функционировать. Эта величина представляет собой минимальные долгосрочные издержки фирмы и соответствует низшей точке на кривой LAC.

Р2 = min(LAC)

Если цена опускается ниже уровня Р2, то фирма не будет производить в долгосрочном периоде и уйдёт из отрасли. Если цена выше уровня Р2, фирма может функционировать в стабильных условиях достаточно долго. В долгосрочном периоде все факторы производства переменные, и убывающая отдача менее значима, чем в краткосрочном периоде.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Какой рынок называют рынком совершенной конкуренции?

  2. Назовите условия функционирования рынка совершенной конкуренции.

  3. Почему в большинстве случаев совершенно конкурентный рынок представляет абстрактную модель.

  4. Приведите примеры совершенно конкурентных отраслей. Докажите, что необходимые условия выполняются.

  5. Какая фирма называется совершенно конкурентной?

  6. Как выглядит график спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы?

  7. Почему кривая предельного дохода совершенного конкурента совпадает с кривой спроса на его продукцию?

  8. Какое соотношение параметров рынка и производства обеспечивает совершенно конкурентной фирме максимальную прибыль?

  9. Какие стратегии может реализовывать совершенный конкурент на рынке?

  10. Какие факторы определяют выбор стратегии совершенно конкурентного продавца?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какой из предложенных признаков характеризует рынок совершенной конкуренции:

а) на рынке действует большое число продавцов с идентичными товарами;

б) большое количество продавцов на рынке с разнородными товарами;

в) наличие одного продавца на рынке;

г) на рынке существует несколько продавцов с однородным товаром.

2. Какая из фирм является совершенно конкурентной:

а) фирма самостоятельно устанавливает цену на свой товар;

б) несколько фирм договариваются об объёме выпуска товара;

в) фирма принимает цену реализации товара как должное;

г) несколько фирм договариваются о цене продажи продукции.

3. Совершенный конкурент оптимизирует свой выпуск, когда:

а) рыночная цена выше предельных издержек фирмы;

б) рыночная цена выше средних валовых издержек фирмы;

в) рыночная цена ниже средних валовых издержек фирмы;

г) рыночная цена равна предельным издержкам фирмы.

4. Цена ликвидации фирмы – это такая рыночная цена на товар совершенно конкурентного продавца, которая:

а) ниже минимальных средних переменных издержек фирмы;

б) ниже минимальных средних постоянных издержек фирмы;

в) ниже минимальных средних валовых издержек;

г) ниже предельных издержек фирмы.

5. Цена безубыточности – это такая рыночная цена на товар совершенно конкурентного продавца, которая:

а) ниже средних минимальных переменных издержек фирмы;

б) ниже минимальных средних постоянных издержек фирмы;

в) ниже минимальных средних валовых издержек фирмы;

г) ниже предельных издержек фирмы.

6. Совершенно конкурентная фирма максимизирует свою прибыль, если обеспечивает оптимальный объём выпуска продукции, когда рыночная цена:

а) выше минимальных средних переменных издержек фирмы;

б) выше минимальных средних постоянных издержек фирмы;

в) выше минимальных средних валовых издержек фирмы;

г) выше предельных издержек фирмы.