logo search
disk / экономика

Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса

В макроэкономическом анализе, как уже было сказано ранее, рассматриваются суммированные, или агрегированные величины.

Если при изучении индивидуальных рынков исследуется спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас мы изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Такая совокупная товарная масса, как известно, называется валовый национальный продукт – ВНП. Следовательно, она измеряется не в натуральных, а в денежных единицах.

Совокупный спрос(aggregatedemand) – это реальный объём национального производства (ВНП), который готовы приобрести все внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране.

Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой (рис. 19.1).

Рис. 19.1

Кривая совокупного спроса

При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объём ВНП, который будет приобретен покупателями. Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства. Если в стране растёт уровень цен, то есть существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становится относительно беднее и сокращает объём своих покупок. И наоборот, если уровень цен в стране снижается, то общество становится богаче и объём ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.

Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заёмщиков. Предприниматели, отказываясь от кредитов, снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешёвыми импортными.

Ценовые факторы объясняют нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен. Графически это выражается смещением точки вдоль кривой (рис. 19.1).

Однако кроме ценовых факторов совокупного спроса существуют и неценовые факторы, или детерминанты. Под их воздействием совокупный спрос изменится при всех возможных уровнях цен. На графике это будет выглядеть как смещение всей кривой ADвправо либо влево (рис. 19.2).

Рис. 19.2

Воздействие детерминант совокупного спроса

Можно назвать следующие детерминанты совокупного спроса.

Изменения потребительских расходов. Потребительские расходы могут меняться в зависимости от благосостояния потребителей, от их ожиданий, от уровня задолженности потребителей и от величины личных налогов.

Изменения инвестиционных расходов. Желание предпринимателей приобретать инвестиционные товары зависит от ожидаемых прибылей от инвестиций, величины налогового бремени на бизнес, от совершенства технологий, от наличия избыточных мощностей на предприятиях и от процентной ставки в банках. Здесь рассматривается ситуация, когда реальная ставка банковского процента меняется при неизменном уровне цен в стране, допустим, вследствие расширения или сжатия объёма денежной массы.

Изменения государственных расходов. Правительство может изменять объём расходов на приобретение товаров и услуг. Расширение государственных программ увеличит совокупный спрос, а их сокращение уменьшит его.

Изменения расходов на чистый экспорт. Желание иностранцев приобретать наши товары зависит от их дохода и от валютных курсов.

Увеличение любой группы расходов приведет к смещению ADвправо, а сокращение сместит кривую влево.