logo search
disk / экономика

Кривая Лаффера

Какие ставки налога, какой характер налогообложения следует предпочесть – вопрос сложный. Любому правительству хочется получить больше налогов. Это даст возможность больше денег тратить на оборону, здравоохранение, культуру, образование. Престиж и мощь государства будут расти. Однако здесь надо знать меру. Если налог сделать слишком высоким и к тому же «сильно прогрессивным», например, брать с очень высоких доходов 90% налога, люди будут стараться работать и зарабатывать поменьше или просто прятать от налогов часть своих доходов.

Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок проиллюстрировал современный американский экономист Артур Лаффер. Он начертил кривую зависимости налоговых поступлений – общей величины собранного налога – от размера налоговой ставки. Налоговые поступления равны средней налоговой ставке, умноженной на налоговую базу, то есть величину личных доходов или прибылей, с которых берутся налоги.

←X0

Поступления в бюджет T

Рис. 24.1.

Зависимость доходов бюджета

от налоговых ставок

Вначале рост налоговой ставки ведёт к увеличению собранных налогов. Но постепенно растущие ставки налогообложения начинают лишать частных лиц (если речь идёт о подоходном налоге) и фирм (если речь идёт о налоге с прибыли) стимулов к тому, чтобы зарабатывать доходы.

Допустим, что все налоги, уплачиваемые предприятием, сведены к одному всеобщему налогу со ставкой Х. Какое значение ставки налога Х0надо установить, чтобы поступления в государственный бюджет –Yбыли максимальными?

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, надо определить, как доходы бюджета Yзависят от налоговой ставки Х при условии, что другие факторы либо не изменяются, либо не оказывают влияния на государственные доходы.

При ставке налога Х 0% доходY= 0, так как государство не будет получать налогов, а, следовательно, и доходов.

Очевидно, что при ставке налога Х = 100% предприятия, у которых государство полностью изымает их доход в бюджет, прекратят производство и не будут приносить доход. В этом случае налоговая база станет нулевой.

При низких налоговых ставках предприятия будут приносить невысокий налогооблагаемый доход. С увеличением налоговой ставки будут расти как налоги, так и государственный доход. По мере роста ставки налога стремление предприятия поддерживать высокий объём производства начнёт уменьшаться, а с ним будут уменьшаться и налоговые доходы государства.

Теоретически установить оптимальное значение ставки налога не удаётся, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35–40% его величины, нецелесообразны с точки зрения поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Позиции разных стран в отношении доли, которую должны составлять налоги в валовом национальном продукте, различны. Так, США и Япония ориентируются на налоговые поступления, составляющие 30–35% ВНП, Великобритания – 40%, в Германии в определённый период времени налоговые поступления превышали 50% ВНП.

На практике оптимальные, согласно кривой Лаффера, налоговые ставки оказываются не реальными. Правительству постоянно приходится выбирать: либо решение фискальных задач и максимизация доходов бюджета в данный период, либо некоторое снижение налоговых поступлений в целях стимулирования экономического роста с последующим расширением налоговой базы.

Какими должны быть налоги – это один из самых важных политических вопросов в любом государстве. Поэтому вся система налогообложения в стране: виды налогов, их распределение между центральными и местными бюджетами, порядок их взимания, налоговые ставки и льготы – определяются в законах, которые принимает выбранный парламент (в России – Федеральное собрание).