Дефицит бюджета и его причины
Анализ структуры бюджета позволяет заключить, что государственный бюджет является финансовым планом, который сопоставляет ожидаемые расходы и доходы государства.
Сбалансированный бюджетотражает ситуацию, когда доходы и расходы государственного бюджета равны.
Профицит бюджета – это несбалансированный бюджет, в котором доходы бюджета превышают его расходы.
Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами – бюджетный дефицит. Причин тому множество, но важнейшее значение имеет постоянное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата и т. д.
Бюджетный дефицит– это денежная сумма, на которую за данный статистический период расходы бюджета государства превосходят его доходы.
Разница между совокупными расходами и поступлениями в течение определенного периода времени определяется тремя основными факторами:
положением экономики в промышленном цикле в рассматриваемом периоде;
текущей политикой в области бюджетных расходов и доходов;
долгосрочными тенденциями в динамике налогов и расходов.
Дефицит бюджета может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств – войны, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов для реализации государственных функций недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таком случае бюджетный дефицит нежелательное, но неизбежное явление.
Есть другая, наиболее опасная форма бюджетного дефицита, когда он отражает кризисные явления в экономике, её развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Здесь, кроме экономических мер, необходимо принимать политические решения.
Нормальным считается дефицит бюджета, соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП.
Дефицит государственного бюджета можно определить следующим образом:
|
| внутренние поступления |
| + | кредиты из-за рубежа |
Бюджетный дефицит = |
+ | помощь и безвозмездные поступления из-за рубежа |
| – | государственные расходы на товары и услуги, трансфертные платежи и кредиты за рубеж |
От способа финансирования бюджетного дефицита в большой степени зависит, какое влияние дефицит оказывает на экономику. Различают внутренние и внешние финансирования дефицита.
До последнего времени ресурсы внешнего финансирования бюджетного дефицита были ограничены. Но, по мере того, как внешние займы становятся более доступными, а дефициты – большими по размерам, а также в связи с тем, что во многих странах начали вводить лимит налогообложения, вызванный политическими или иными причинами, внешнее финансирование стало обычным.
Бездефицитность бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Вместе с тем, любое государство стремится, если не покрыть полностью, то хотя бы частично уменьшить дефицит бюджета. Ведь бюджетный дефицит всё-таки относится к негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые, однако, представляют неотъемлемые элементы рыночной экономической системы.
В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежит множество причин. К их числу относятся уже отмеченные выше структурные факторы, обусловленные резким расширением экономических и социальных функций государства, что влечёт за собой увеличение его расходов на эти цели. Динамика бюджетных дефицитов отражает также текущие колебания конъюнктуры, периодические спады и подъёмы производства.
В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды, а также для сохранения объёма инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.
Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых, промышленных и др. компаний.
Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала.
Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Размещение государственной задолженности в частном секторе способствует, с одной стороны, – дальнейшему увеличению бюджетных расходов, а с другой стороны, – росту частных доходов.
Государственные займы могут выпускаться на различные сроки:
краткосрочные – до 1 года;
среднесрочные – от 3 до 5 лет;
долгосрочные – свыше 5 лет.
Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет далеко не второстепенное значение для управления государственным долгом. В условиях быстрого инфляционного обесценивания денег инвесторы избегают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства. Кредиторы предпочитают краткосрочные казначейские обязательства, которые меньше связаны с риском обесценивания под влиянием инфляционных процессов.
В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. С этой целью они могут поменять свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги.
Казначейство также может выкупить свои краткосрочные обязательства за счёт выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием в конечном счете общей суммы задолженности.
Используя сложный механизм управления государственным долгом, казначейства могут привлекать огромные финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов. Однако целью государственного финансового регулирования является не только достижение сбалансированности бюджета. К их числу относится осуществление антициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса и деловой активности в целом.
В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсирование государственных расходов увеличивает общий объём совокупного спроса.
Понижение налогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственных расходов при снижении налогов неизбежно ведёт к росту дефицитности государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.
Возникновение таких излишков расходов над доходами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности, получили названиепассивных дефицитов.
Некоторые экономисты выступают за принятие циклически сбалансированного бюджета. Это предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, не следует стремиться к ежегодному балансу бюджета. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.
В чём же смысл этой концепции? Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе следующего инфляционного подъёма необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. На этой основе формируется положительное сальдо бюджета для покрытия федерального долга, который образуется в период спада.
Таким образом, фискальные действия представляют положительную антициклическую силу, и правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодно, а за несколько лет.
Проблема этой концепции состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по степени и продолжительности. Поэтому задача стабилизации иногда вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. К примеру, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада и незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.
Современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, поэтому она может повлечь за собой рост государственного долга.
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей