logo search
disk / экономика

Командно-административная экономика и плановое хозяйство

Различия в доходах, свойственные рыночной экономике, издавна побуждали людей трактовать капитализм как несправедливую экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Это привело к появлению в XIX веке общественного движения – марксизма, названного по имени его главного идеолога немецкого экономиста Карла Маркса.

Маркс считал, что рыночная система изжила себя и стала тормозить рост благосостояния человечества, её необходимо заменить новой – командно-административной системой, или социализмом. Классическим примером такой системы стала централизованная плановая экономика бывшего СССР, в основе которой лежали главные признаки социализма:

Такая организация экономической жизни предполагает, что государство обладает абсолютной монополией как на производство во всех отраслях, так и на все виды ресурсов: землю, производственный капитал, рабочую силу и даже предпринимательскую способность. Распределяют ресурсы центральные органы управления (например, Госплан в СССР) в соответствии с планами, разработанными специальными государственными институтами на научной основе. Таким образом, можно заключить, что социализм был полной противоположностью чистого капитализма, где любым монополиям нет места.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей.

Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра – высших эшелонов государственной власти. Очевидно, что в этих условиях хозяйствующие субъекты не могут действовать самостоятельно. Основные экономические проблемы общества решаются на общегосударственном уровне: государственный план диктует, что и в каком количестве надо производить, как производить и как распределять.

Во-вторых, полностью контролируя производство и распределение продукции, государство устанавливает цены. В результате этого свободные взаимосвязи между отдельными предприятиями исключаются. Поставщики жёстко прикреплены к потребителям. При этом предприятия-поставщики как экономически, так и административно находятся в односторонне выгодном положении по отношению к предприятиям – покупателям, которым они навязывают свои товары.

В-третьих, в руководстве хозяйственной деятельностью преобладают административно-распорядительные методы, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В СССР планирование носило директивный характер, имело вид силового давления и не опиралось на экономические интересы. Никого не интересовало, пользуется продукция спросом или нет. Результатом такой политики стало, с одной стороны, затоваривание и расточительство общественного труда, а с другой – жёсткий дефицит большого числа товарных групп.

Что касается системы управления трудовыми ресурсами, то в стране была поставлена задача, сделать организованный набор рабочей силы основной формой обеспечения потребности в ней. С целью стимулирования высокопроизводительного труда и повышения квалификации были введены прогрессивные формы оплаты труда и тарифные сетки. Штаты большинства предприятий были искусственно раздуты. И хотя выраженной безработицы в стране не было, в скрытом, подавленном виде она имела место.

В результате действия централизованно-плановой системы управления возникло противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. Центр не мог охватить всю систему хозяйственных взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие, прежде всего, на увеличение объёма производства любым путём. Предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы.

Сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия, пока за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.

Серьезным негативным последствием воздействия данной системы стало падение эффективности функционирования экономики в целом. Капитальные вложения носили централизованный характер и направлялись главным образом в новое строительство, а действующие предприятия работали на старой производственной базе. Из-за этого большая часть выпускаемой в стране продукции была низкого качества и устаревшей конструкции. Она не пользовалась спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынке.

В итоге, конец двадцатого столетия стал эпохой полного развала экономики стран социалистического лагеря. Нежизнеспособность этой системы, её невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в этих странах. Планирование в масштабах страны не оправдало себя, и большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков. Тем не менее, в период расцвета социалистического лагеря, 1950-е – 1980-е годы, в его странах жило более трети населения Земли. И этот факт требует ещё своего осмысления.