Формы хозяйствования
Производственная деятельность собственников в рыночной экономике выражается в предпринимательстве. Предпринимательская деятельность принимает три основные организационно-правовые формы: единоличное владение, партнёрство и корпорация.
Единоличное владение– в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает его на правах аренды. При этом он лично контролирует деятельность предприятия.
Этот чрезвычайно простой тип организации производства имеет определенные преимущества:
единоличное предприятие легко учредить, так как ограничена бюрократическая волокита и расходы на юридические услуги;
владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий;
поскольку доход владельца зависит от успешной работы предприятия, действует сильная мотивация вести дела эффективно.
Недостатки единоличного владения весьма значительны.
За редким исключением, финансовые ресурсы одного предпринимателя недостаточны для крупномасштабного роста фирмы. Обычно они ограничены суммой банковского счёта предпринимателя и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки неохотно предоставляют им большие кредиты.
Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все функции по управлению и принятию основных решений, например, по покупкам и продажам, привлечению и содержанию персонала, по техническим аспектам, рекламе и т. д. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предприятию небольшого масштаба обычно недоступны.
Самое существенное, что единоличный владелец несёт неограниченную ответственность. Он рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то в счёт их погашения может пойти и личная собственность владельца предприятия.
Партнерство– такая организация бизнеса, при которой два (или более) отдельных лица договариваются о владении и управлении предприятием.
Эта форма естественно развивает единоличное владение в попытке преодолеть его основные недостатки. Партнёры, объединяя свои финансы и умение вести дела, распределяют риски, а также возможные прибыли или убытки. В одних случаях все партнёры активно участвуют в деятельности предприятия, в других – один или несколько партнеров играют пассивную роль. Они вкладывают в предприятие свои финансовые средства, но не принимают участия в управлении.
Преимущества партнерства:
бюрократические процедуры при организации партнёрства необременительны, достаточно заключить письменное соглашение;
объединение капитала нескольких участников снижает ограничения на финансовые ресурсы компании. Партнерский капитал уменьшает с точки зрения банкиров риски невозвратности кредитов;
увеличение числа участников соглашения делает возможной более высокую специализацию в управлении.
Недостатки партнерства.
1) Партнёрское управление порождает разделение власти и может привести к несовместимости интересов, несогласованности политики или к бездействию. Ситуация осложняется, если партнёры расходятся по главным вопросам.
2) При объединении капитала небольшого числа партнёров финансовые ресурсы компании всё ещё ограничены, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения;
3) Продолжительность партнёрства непредсказуема, а выход одного из участников, может повлечь за собой потенциальный срыв её деятельности, распад или полную реорганизацию фирмы;
4) Неограниченная ответственность угрожает партнёрам точно так же, как и единоличным владельцам. Каждый участник несёт ответственность за неудачи предприятия, за результат как собственных управленческих решений, так и действий любого другого партнёра. Преуспевающий партнёр вынужден полагаться на благоразумие и расчётливость менее предприимчивого участника.
Корпорация– это организационно-правовая форма ведения бизнеса, которая отделена от конкретных лиц, владеющих корпорацией.
Эти «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все функции, что и предприятия любого другого типа.
Корпоративные предприятия существуют везде, где технологическая база отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, основанного на большом капитале. Они организуются в виде обществ (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и др.), кооперативов. Хотя корпорации немногочисленны, их отличает широкий масштаб операций и крупные размеры.
Преимущества корпораций определили их ведущую роль в современной экономике.
1) Корпорации обычно имеют более лёгкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с предприятиями других форм организации бизнеса. Причина заключается в их высокой надёжности и способности обеспечить банкам прибыльность счетов.
2) Корпорация – наиболее эффективная форма организации бизнеса с точки зрения привлечения денежного капитала. На рынке ценных бумаг сбережения многочисленных домохозяйств объединяются в общий фонд и перетекают в финансовые ресурсы корпораций через продажу акций и облигаций.
Приобретение ценных бумаг предоставляет определённые преимущества и покупателям. Во-первых, домохозяйства получают возможность участвовать в предприятии и рассчитывать на денежное вознаграждение без обязанности принимать участие в его управлении. Во-вторых, отдельное лицо может распределить риск, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. В-третьих, держатели корпоративных ценных бумаг без труда распоряжаются своими вкладами через посредничество фондовых бирж. Всё это привлекает людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций.
3) Существенное преимущество корпораций – ограниченная финансовая ответственность. Владельцы корпораций, то есть держатели акций, рискуют только суммой, уплаченной за приобретение акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает задачу привлечения денежного капитала.
4) Благодаря высокой эффективности в привлечении денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объём и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. Размеры корпорации позволяют внедрять технологии массового производства, проводить глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий индивидуальным предприятием вынужден делить своё время между производством, бухгалтерским учётом и деятельностью на рынке, крупная корпорация может привлекать специалистов в любую сферу и тем самым повышать эффективность.
5) Корпорации обладают известным постоянством, что открывает возможность перспективного планирования и роста. Корпорация как юридическое лицо существует независимо от её владельцев и должностных лиц. Партнёрства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает её целостности.
Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако заслуживают упоминания и недостатки.
1) Регистрация корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
2) С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Во-первых, некоторые недобросовестные владельцы компаний, прячась за «юридическим лицом» корпорации, иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность. Во-вторых, несмотря на законодательные запреты, корпорации могут выпускать и продавать ценные бумаги, не имеющие никакой стоимости. Однако отметим, что это не внутренний порок корпорации, а потенциальная возможность для злоупотреблений.
3) Представляет проблему и двойное налогообложение при выплате дивидендов держателям акций. Сумма дивидендов облагается налогом первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз – как часть личного дохода владельца акции.
4) Индивидуальные предприниматели осуществляют непосредственное управление своей собственностью и контроль над ней. Эти функции значительно расходятся в крупных корпорациях, акции которых распылены среди тысяч владельцев. Причина кроется в бездеятельности основной массы держателей акций, они очень мало осведомлены об эффективности управления в «их» корпорации. Официальные лица корпорации получают возможность самостоятельно определять себе судьбу, так как рядовые акционеры не используют право голоса или полностью передают свои полномочия.
Государственные предприятияв развитых странах сосредоточены сегодня в ограниченном спектре отраслей, которые малорентабельны или убыточны, а значит, непривлекательны для частного капитала. Речь идёт главным образом о социальной инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях «точечное» участие государства проявляется в виде портфельных инвестиций.
Предприятие именуется государственным в трёх случаях:
оно целиком находится в государственной собственности;
государство владеет контрольным пакетом акций;
государство владеет блокирующим пакетом акций.
Юридическим собственником государственных предприятий выступают федеральные или муниципальные органы. Они основываются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Предприятия и организации, в которых доля государства ниже уровня блокирующего меньшинства, называют смешанными.
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей