logo search
disk / экономика

Государственная политика в отношении монополий

Большинство чисто монополистических отраслей – это естественные монополии, то есть отрасли, где экономия от масштабов производства очень велика. Здесь можно обеспечить значительно более низкие средние издержки, если сконцентрировать производство продукта только на одном, а не на нескольких предприятиях. Производство товаров или оказание услуг сосредотачивается на одном предприятии в силу объективных причин, и это выгодно обществу.

Естественные монополии можно поделить на две группы.

1) Природные, или естественные, монополии рождаются из-за барьеров для конкуренции, которые возведены самой природой, например, уникальные полезные ископаемые.

2) Технико-экономические монополии возникают по техническим или экономическим причинам, связанным с проявлением эффекта масштаба, например, в электроэнергетике.

Большинство современных экономистов сходятся во мнении, что распространение монополий снижает экономическую эффективность, а, следовательно, невыгодно обществу. Это происходит по следующим причинам.

Во-первых, объём производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В результате ресурсы общества используются не в полном объёме, и часть продукции, необходимая обществу, не производится.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится снижать производственные издержки. У него нет стимула применять более прогрессивную технологию, то есть монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли сдерживают экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, которые контролируют и ограничивают монопольную власть. Во многих странах закон возлагает ответственность за монопольное поведение не только на фирмы, но и персонально на их руководителей.

Наиболее широко для борьбы с монополизацией рынков применяются такие методы: