logo search
disk / экономика

Определение объёма производства в краткосрочном периоде

Совершенно конкурентные продавцы не могут влиять на цену продукции, поэтому они должны определить стратегию фирмы. Высокая цена реализации продукции, обеспечит совершенно конкурентной фирме положительную прибыль при любом объёме производства, но цена может оказаться такой низкой, что доход, полученный от реализации продукции, не покроет даже издержки на её производство. Тогда фирма будет нести денежные потери, даже при оптимальном выпуске продукции. Значит ли это, что надо остановить производство в ожидании улучшения рыночной конъюнктуры?

Определяя стратегию на краткосрочный период, фирма должна сравнивать рыночную цену и средние переменные издержки при оптимальном объёме выпуска (рис. 12.3).

MC

D1

ATC D2 – цена безубыточности

AVC D3 – цена прекращения производства

S

Q3 Q2 Q1 Q

P1

P2

P3

Рис. 12.3

Объём производства совершенного конкурента

в краткосрочном периоде

В зависимости от рыночных условий фирма может реализовать три стратегии.

Максимизация прибыли– рыночная цена выше средних валовых издержек: Р1>min(ATC), тогда фирма обеспечивает оптимальный выпуск продукцииQ1.

Минимизация убытков– рыночная цена ниже средних валовых издержек, но выше средних переменных издержек:

min(AVC) ≤ Р2 ≤ min(ATC)

Если фирма закрывается временно и ничего не производит, то её доходы, как и её переменные издержки, будут равны нулю, но при этом она вынуждена оплачивать свои постоянные издержки. Чтобы вернуть их, по крайней мере, частично, фирме следует производить продукцию в оптимальном объёме Q2. В этом случае она несет меньшие потери, чем при полной остановке производства.

Прекращение производства– рыночная цена ниже средних переменных издержек: Р3≤min(AVC). Краткосрочная кривая предложения совершенного конкурента – S показывает, какой объём выпуска продукции предлагает фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль. Кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек для цен, превышающих минимальный уровень средних предельных издержек. Если цена ниже минимального уровня AVC, который называется краткосрочной ценой ликвидации, то фирма закроется, и объём её предложения будет нулевым.