logo search
disk / экономика

Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор

В изучении рынка имеет значение правильное представление о таких понятиях, как полезность, стоимость, цена и пр. Динамика формирования соответствующих показателей представляет интерес как для покупателя, так и для продавца. Покупателя интересует, какой эффект можно получить от приобретаемого товара, какую полезность для него он представляет. Продавца интересует возмещение затрат и получение прибыли. Интересы от сделки могут быть неодинаковы для её участников, но чтобы сделка состоялась, их надо согласовать. Что лежит в основе согласования?

Сторонники трудовой теории стоимости рассматривают её с позиций продавца. Они утверждают, что основанием для согласования сделки служит стоимость, или затраты на производство и реализацию товара.

Теперь встанем на позицию покупателя. Перед ним стоят три вопроса. Что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег? Ответ на первый вопрос требует выяснить полезность товара, на второй – исследовать цену, на третий – установить доход потребителя. Определим взаимосвязь этих показателей.

В основе потребительского выбора лежит полезность.

Полезность – это потребительский эффект, который может быть получен в процессе использования блага.

Полезность выражает способность товара удовлетворять одну или несколько потребностей потребителя. Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность– это совокупная, или суммарная полезность от потребления всех наличных единиц товара.

Предельная полезность– это дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара.