logo search
disk / экономика

Условие равновесия потребителя

Покупатели распределяют свои потребности и спрос на рынке по порядку. Каждый раз, приобретая товар, они стремятся удовлетворить самые необходимые на текущий момент потребности, самые неотложные. При этом покупатель всегда имеет в виду, что у каждого товара своя цена, поэтому на приобретение товаров с одной и той же полезностью могут иногда затрачиваться разные суммы денег, или, наоборот, на одну и ту же сумму денег могут приобретаться товары с разной полезностью.

Не подлежит сомнению тот факт, что потребитель стремится максимизировать полезность приобретаемых им товаров, то есть он стремится получить на каждый затраченный рубль как можно больше пользы, которая оценивается им субъективно. Поэтому, принимая решение о покупке, потребитель сравнивает полезности товаров с учётом той суммы денег, которую за это нужно заплатить, иначе говоря, покупатель «взвешивает» полезности. Так, если один килограмм апельсинов стоит 30 руб., а ананасов – 90 руб., то, выбирая, какой продукт ему купить, покупатель сравнивает предельную полезность ананасов с утроенной предельной полезностью апельсинов.

Взвешенная предельная полезностьполучается путём деления предельной полезности товара на его цену (MU/Р).

Каждый потребитель расширяет свои потребности до тех пор, пока предельные полезности не станут одинаково взвешенными. Иначе можно сказать, что последний рубль, затраченный на покупку масла, должен представлять такую же полезность, что и последний рубль, затраченный на покупку хлеба, сыра или какого-либо другого товара. В итоге для каждого товара возникает равенство предельных полезностей в расчете на затраченный рубль.

Условие равновесия потребителя выражается формулой:

MUi

– предельная полезность товара i;

Рi

– цена i-го товара.