Условия, формы и модели конкуренции
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим выделяют формы и модели конкуренции.
С точки зрения условий, в которых функционирует каждый конкретный рынок товаров или услуг, различают две формы конкуренции: совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция, или чистая, возникает при наличии следующих условий:
существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы её приобретать;
унификация продукции, то есть продукция каждой фирмы на данном рынке имеет не только идентичные потребительские свойства, но и очень близка по внешнему виду, составу и качеству;
доля каждой фирмы во всём объёме рыночного предложения данной продукции так мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
вступление новых фирм в отрасль не встречает препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства.
Несовершенная конкуренциявсегда связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции, не выполняются.
Наиболее характерные признаки несовершенной конкуренции:
незначительное количество фирм функционирующих на данном рынке;
возможность ограниченной группы предпринимателей, или даже одного предпринимателя, влиять на конъюнктуру рынка;
существуют жёсткие барьеры для проникновения на рынок новых предпринимателей;
отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Разнообразие причин, обуславливающих несовершенный характер конкуренции, определяет различные модели, в которых она протекает на конкретных рынках.
Монополияпрямо противоположна совершенной конкуренции (от греч.monos – один и poleo – продаю). Она характеризует такую ситуацию, когда доля одной фирмы в выпуске продукции, не имеющей близких заменителей, составляет более 50% от рыночного объёма. Как правило, это становится следствием того, что существуют труднопреодолимые барьеры для вступления в отрасль других фирм, например, доступ к уникальным природным ресурсам, государственные лицензии, патенты и пр.
Монопсониявозникает, если на рынке основной объём покупок, более 50% всего объёма, приходится на единственного покупателя (от греч.monos – один и opsonia – закупка). Такая рыночная ситуация встречается, например, при переработке сельскохозяйственной продукции (производство сахара, спирта).
Монополия, как правило, обеспечивает привилегию продавцу, монопсония – покупателю. В некоторых отраслях встречается своеобразная ситуация – двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступают один продавец и один покупатель, например, в области военного производства. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления.
Олигополия(от греч. oligos – немногий и poleo – продаю) широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает:
существование на рынке нескольких крупных фирм;
продукция фирм может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь);
вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;
взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Монополистическая конкуренция, или дифференциация продукта, представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно:
большое количество мелких фирм, производящих продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами;
вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями;
конкуренция ведётся неценовыми методами;
существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, то есть монопольными, хотя и взаимозаменяемыми.
- Министерство образования и науки
- Экономическая теория
- Экономика
- Часть I. Общие основы
- Экономической теории
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории Что изучает экономическая теория
- Методы экономической теории
- Экономические исследования и экономическая политика: позитивная и нормативная экономика
- Глава 2. Экономические потребности и блага Сущность и виды потребностей людей
- Закон возвышения потребностей
- Сущность, полезность, ценность и классификация благ
- Экономический круговорот
- Натуральная и товарная системы хозяйствования
- Товар как специфическая форма экономического блага
- Деньги – развитая форма товарно-денежных отношений
- Сущность и функции денег
- Эволюция денег
- Глава 3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов Производство и функциональная экономическая система
- Понятие и виды экономических ресурсов
- Основное экономическое противоречие
- Переплетение, мобильность, взаимозаменяемость ресурсов
- Производственные возможности общества
- Альтернативные издержки и экономический выбор
- Закон убывающей отдачи
- Экономическая эффективность, ее понятие и измерение
- Глава 4. Экономические агенты. Собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов и их основные виды
- Собственность как экономическая категория
- Владение, пользование и распоряжение собственностью
- Виды собственности в современной экономике
- Формы хозяйствования
- Современные формы предпринимательства в России
- Глава 5. Экономические системы и их классификация Понятие, критерии и типы экономических систем
- Традиционная экономика – натуральное хозяйство
- Рыночная экономика – товарное хозяйство
- Чистый капитализм
- Формы рыночной экономики
- Командно-административная экономика и плановое хозяйство
- Смешанная экономика
- Модели социально-ориентированной рыночной экономики
- Выбор экономической системы
- Переходная экономика
- Экономическая система современной России
- Глава 6. Рыночная организация хозяйства Условия возникновения рынка
- Рыночная структура и виды рынков
- Функции рынка
- Кругооборот товаров и услуг
- Понятие и виды конкуренции
- Условия, формы и модели конкуренции
- Методы конкуренции
- Предпринимательские риски
- Эффективность рынка и функции государства
- Часть II. Микроэкономика
- Глава 7. Спрос и предложение Спрос и предложение как инструменты рынка
- Закон спроса и факторы, влияющие на спрос
- Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
- Рыночное равновесие
- Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене, свойства и факторы ценовой эластичности спроса
- Эластичность предложения по цене
- Прикладное значение эластичности
- Глава 8. Теория потребительского поведения Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор
- Закон убывающей предельной полезности
- Условие равновесия потребителя
- Кривые безразличия
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 9. Предпринимательская деятельность и поведение производителей Сущность и условия предпринимательства
- Предприятие – основная структурная единица бизнеса
- Классификация предприятий по масштабу
- Цели деятельности предприятия и показатели эффективности его работы
- Особенности предпринимательской деятельности в России, факторы и перспективы развития
- Глава 10. Факторы производства.
- Теория предельной производительности
- Четыре фактора производства:
- Труд, капитал, земля, предпринимательство
- Труд – фактор производства, производительность и интенсивность труда
- Капитал – фактор производства, физический капитал
- Кругооборот и оборот капитала
- Основной и оборотный капитал
- Износ основного капитала и амортизация
- Земля как фактор производства
- Производственная функция, предельная производительность факторов производства
- Закон убывающей отдачи
- Глава 11. Издержки производства Издержки бухгалтерские и экономические
- Издержки в краткосрочном периоде
- Максимизация прибыли
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Эффект масштаба
- Глава 12. Цена и объём производства в условиях совершенно конкурентной отрасли Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Спрос на продукт совершенно конкурентного продавца
- Максимизация прибыли
- Определение объёма производства в краткосрочном периоде
- Определение объёма производства в долгосрочном периоде
- Глава 13. Цена и объём производства в условиях несовершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
- Чистая монополия
- Цена и объём производства монополиста
- Государственная политика в отношении монополий
- Монополистическая конкуренция
- Цена и объём производства монополистического конкурента
- Олигополия
- Теория олигополистического ценообразования
- Модель Курно
- Глава 14. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Спрос и предложение на рынках факторов производства
- Рынок труда и заработная плата
- Рынок капитала и процент
- Принцип дисконтирования
- Спрос на капитал и предложение капитала
- Рынок земельных ресурсов, земельная рента и цена земли
- Экономическая прибыль как факторный доход
- Глава 15. Факторы неопределенности
- В экономике
- Влияние фактора неопределенности на поведение людей,
- Индивидуальное отношение к риску
- Страховые рынки, предотвращение риска
- Объединение, независимость и распределение рисков
- Риск и капитал
- Эффективные рынки
- Хеджирование и рынки фьючерсов
- Хеджеры и спекулянты
- Глава 16. Экономическая безопасность Содержание экономической безопасности
- Структура экономической безопасности
- Внешние и внутренние угрозы
- Механизмы обеспечения
- Экономическая безопасность России
- Часть III. Макроэкономика
- Глава 17. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики
- Макроэкономические показатели
- Расчёт внп по расходам
- Расчёт внп по доходам
- Чистый национальный продукт
- Национальный доход
- Личный доход
- Личный располагаемый доход
- Номинальный и реальный внп
- Экономическое благосостояние
- Глава 18. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы
- Эволюция экономических циклов, причины средних циклических колебаний
- Большие циклы конъюнктуры
- Безработица, её измерение и виды
- «Полная занятость» и «естественный уровень» безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, регулирование уровня безработицы
- Инфляция, её сущность и измерение
- Виды инфляции
- Причины и механизм инфляции, инфляция спроса и инфляция предложения
- Последствия инфляции, антиинфляционная политика
- Глава 19. Равновесие совокупного спроса
- И совокупного предложения. Модель ad–as
- Макроэкономическое равновесие,
- Виды равновесия
- Совокупный спрос, кривая совокупного спроса, факторы совокупного спроса
- Совокупное предложение, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения
- Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская
- Равновесный объём национального производства и равновесный уровень цен, изменение в равновесии
- Эффект храповика, последствия изменения совокупного предложения
- Глава 20. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике, теория мультипликатора Потребление и сбережения
- Инвестиции и их функциональная роль
- Теория мультипликатора
- Парадокс бережливости, рецессионный и инфляционный разрывы
- Глава 21. Денежный рынок Понятие и типы денежных систем
- История денежной единицы России
- Особенности денежной системы России
- Предложение денег
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3
- Виды кривых предложения денег
- Спрос на деньги
- Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен)
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке
- Модель денежного рынка
- Глава 22. Банковская система и кредитно–денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике
- Структура банковской системы
- Основные операции коммерческих банков
- Роль коммерческих банков
- Банковская прибыль
- Расширение денежного предложения
- Центральный банк и кредитно-денежная политика
- Глава 23. Рынок ценных бумаг Сущность и функции рынка ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Определение рыночного курса ценных бумаг
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг
- Фондовая биржа и её функции
- Биржевые операции
- Особенности рынка ценных бумаг в рф
- Глава 24. Государственный бюджет,
- Налоги и фискальная политика
- Государственный бюджет,
- Перераспределение национального дохода
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
- Дефицит бюджета и его причины
- Государственный долг
- Экономическая теория налогообложения
- Виды налогов и их классификация
- Ставки налогов
- Кривая Лаффера
- Функции налогов
- Фискальная политика
- Дискреционная фискальная политика
- Мультипликатор сбалансированного бюджета
- Недискреционная фискальная политика
- Глава 25. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
- Различия во взглядах монетаристов и кейнсианцев на макроэкономическое равновесие
- Механизм кредитно-денежной и фискальной политики
- Базовые положения монетарной политики
- Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Кривая Филлипса и адаптивные ожидания
- Макроэкономическое равновесие в теории рациональных ожиданий
- Макроэкономическое регулирование в теории экономики предложения
- Глава 26. Теории экономического роста и экономического цикла Экономическое развитие и его показатели
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы
- Теории экономического роста
- Неоклассическое направление
- Кейнсианское направление
- Государственное регулирование экономического роста
- Структурные изменения в экономике
- Структурные кризисы
- Методы воздействия на экономическую структуру
- Межотраслевой баланс, прогнозирование взаимосвязи экономических процессов
- Глава 27. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития
- Интернационализация экономики
- Международное движение капиталов
- Внешняя торговля, мультипликатор в открытой экономике
- Платёжный баланс страны
- Теория сравнительных преимуществ
- Инструменты торговой политики
- Внешнеторговая политика
- Международная валютная система
- Валютные курсы
- Паритет покупательной способности
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов
- Внимание
- Выпускникам школ и средне-специальных учебных заведений,
- А также специалистам без высшего образования пищевых
- И иных отраслей