logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Стратегии сегментации

Marketing mix

Массовый маркетинг

Сегментация рынка

Множественная сегментация

Целевой рынок

Широкий круг потребителей

Одна хорошо определенная группа потребителей

Две (или более) определенные группы потребителей

Товар или услуга

Ограниченное число под одной товарной маркой для многих типов потребителей

Одна марка товаров или услуг, адаптированная для одной группы потребителей

Отличительная марка товаров или услуг для каждой группы потребителей

Цена

Один общепризнанный диапазон цен

Один диапазон цен, приспособленный для одной группы потребителей

Один диапазон цен, приспособленный для каждой группы потребителей

Сбыт

Все возможные торговые точки

Только подходящие торговые точки

Все подходящие торговые точки -различные для разных сегментов

Продвижение

Средства массовой информации

Подходящие средства массовой информации

Подходящие средства массовой информации -различные для разных сегментов

Упор в стратегии

Ориентация на различные типы потребителей через единую широкую программу маркетинга

Ориентация на конкретную группу потребителей через высокоспециализированную, но массовую программу

Ориентация на несколько разных рыночных сегментов через различные планы маркетинга, приспособленные к каждому сегменту

Обсудим некоторые практические вопросы, связанные с выбором целевых сегментов, так как именно с этого этапа начинаются аудит и стратегическое планирование действий фирмы на рынке.

Прежде чем определить конкретные критерии и переменные сегментации, поясним разницу между понятиями дифференциация и сегментация. Chamberlin в классической работе по монополистической конкуренции так определил дифференциацию товаров: "Класс товаров дифференцирован, если существует какое-либо значимое основание для различения товаров (или услуг) одного продавца от товаров (услуг) другого", т.е. товары являются дифференцированными, если потребители считают, что они решают их различные проблемы. При этом это могут быть как товары конкурентов, так и товары одной фирмы, ориентированные на различные сегменты рынка.

Процесс же сегментирования нацелен прежде всего на потребителей с общими свойствами, измеренными по какой-нибудь выбранной шкале. Фирма могла бы рассматривать каждый центр закупки как сегмент. Однако по крайней мере какая-то экономия на масштабе была бы возможна при агрегировании этих центров в меньшее число групп. Центры закупки агрегируются в сегменты таким образом, что достигаются максимальная однородность спроса внутри сегментов и максимальная неоднородность между сегментами. Продолжение этого процесса агрегирования в конце концов приводит к образованию единственного сегмента: рынка в целом. Фирма сама должна определить уровень агрегирования, который обеспечит максимальную прибыль.

Таким образом, «дифференциация - это концепция, описывающая разнообразие предложения, а сегментация - концепция, описывающая разнообразие спроса».