logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Проведение игры

Игра состоит из нескольких периодов. Их число оговаривается заранее и может быть в пределах 5-100. После задания показателей и выполнения расчетов в каждом периоде необходимо провести анализ ситуации и продумать дальнейшие действия. Помните, что даже при самой тщательной проработке самой изумительной стратегии невозможно добиться успеха, не обращая внимания на меняющуюся ситуацию. Ваши конкуренты тоже "шевелят мозгами", кроме этого бывают всякие неожиданности (госзаказ, изменение процентных ставок и т.д.). Поэтому постарайтесь учесть возможно более полно всю доступную информацию о развитии Вашего предприятия и изменении ситуации на рынке. После каждого периода возможен просмотр положения команд (рис. 8.12).

Так как кроме достижения максимальной прибыли, присутствуют также локальные цели (увеличение оборота, увеличение доли рынка, минимизация издержек, соблюдение ликвидности), в зависимости от назначения предприятия можно варьировать этими показателями. Для этого расчет совокупного результата проводится по всем 5 показателям, а чтобы учесть различную значимость этих показателей перед началом игры, преподавателем вводятся весовые коэффициенты по всем показателям. Например:

Рис. 8.12. Положение команд после очередного периода

прибыль - 1,0;

оборот - 0,7;

доля рынка - 0,7;

себестоимость - 0,5;

остаток средств - 0,2.

Конечный результат может рассчитываться исходя из занятых командой мест по всем показателям с учетом весовых коэффициентов или по другим количественным показателям.

Для оценки эффективности работы предприятия в системе ДЕЛЬТА можно использовать также коэффициент Альтмана. На основе данных отчетности ("Баланс" и "Отчет о прибылях и убытках") определяются прибыль или величина Z (при вычислении этой величины были использованы отдельные элементы подхода, предложенного американским ученым Альтманом).

В зарубежной литературе показатель Z называют индексом кредитоспособности. С помощью этого индекса субъектов хозяйствования можно подразделить на потенциальных банкротов и небанкротов.

При расчете Z было выбрано 5 переменных (доходность, финансовый рычаг, платежеспособность и общехозяйственные показатели), которые вместе определяют положение предприятия. Формула выглядит следующим образом:

где Х1 - отношение оборотного капитала к сумме баланса по всем статьям актива; в состав оборотного капитала входят следующие статьи баланса по активу:

Х2 - нераспределенные доходы к сумме баланса по всем статьям актива:

Х3 -доходы до налогообложения и выплаты к сумме баланса по всем статьям актива;

Х4 - рыночная стоимость капитала компании к балансовой стоимости всей суммы задолженности; величина рыночной стоимости компании определяется по балансовой стоимости фирмы. В сумму задолженности входят:

Х5 - отношение выручки от оборота к сумме баланса по всем статьям актива.

Для отражения динамики изменения показателя Z каждому периоду присваивается весовой коэффициент, где основной акцент делается на его развитие. Величина Zоб определяется по следующей формуле:

где п - количество периодов игры.

Каждое предприятие должно стремиться достичь наибольшего значения Zоб или максимальной прибыли. Для ранжирования деятельности предприятий рекомендуется использовать интегральный показатель Zоб.