logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

8.2. Психологические аспекты работы команды

Большая часть работ в организации выполняется группами сотрудников, объединенных общей целью, т.е. командами. Так как каждый участник команды имеет свои личные качества, важное значение имеют психологические аспекты работы команд. Эти аспекты важны при формировании рабочей группы (команды) в организации, а также для создания команды при обучении навыкам управления с помощью деловых компьютерных игр (о деловых компьютерных играх см. ниже). Поэтому при рассмотрении психологических аспектов работы команды будем использовать термин "игра". Аналогичным образом формируется научная команда "Малая группа в большой науке".

При комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в группе [4]. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде наблюдались позитивные межличностные отношения. Некоторые руководители при комплектовании групп используют данные социометрии. При этом следует предотвратить перенос цели с выполнения задания на пребывание в группе. Американский социальный психолог Дженнингс описал феномен, который он назвал превращением социальной группы в "психологическую". В "психологической" группе ее члены связаны взаимной симпатией, чувствуют свою защищенность, испытывают психический комфорт и главное внимание уделяют совместному пребыванию в группе, а не решению проблемы. Поэтому такая группа нацелена на достижение согласия, а не на получение результата. Решения недостаточно продумываются и обсуждаются. Часто некритически принимаются предложения высокостатусных участников игры. У лидеров наблюдается превышение лидерских притязаний. Поэтому важно организовать работу (игру) так, чтобы влияние разных игроков на решение приближалось к равному. Имеются данные, показывающие, что легче принимается решение в небольшой группе с нечетным количеством участников.

Важной особенностью большинства игр является наличие ролевого взаимодействия. Роли структурируют группу. Это означает закрепление за каждым участником игры определенной позиции в группе, предписанных функций. Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и образцов поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему ожиданий от носителя определенной роли. Желательно, чтобы эти ожидания совпали у всех игроков. В этих целях в инструкции игроку достаточно полно описываются нормы поведения. Это организует взаимодействие в группе, упорядочивает и регулирует межличностные отношения и уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Существует несколько классификаций перечней ролей.