logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Куда движется фирма? Построение тренда (направленности)

В окружающей нас внешней среде имеется огромное количество явлений и объектов, изменяющихся в пространстве и во времени, и любой набор данных, состоящий из упорядоченных по этим координатам измерений, может рассматриваться как динамический ряд. Жизнь идет, со временем меняются показатели работы фирмы. Чтобы выявить тенденции их изменений, выделим из набора данных направленность (тренд), т.е. постепенное изменение за длительное время или на больших расстояниях.

Наиболее эффективным методом описания тренда является подбор некоторого аналитического выражения, как правило, полинома невысокой степени. Более высокая степень полинома или другая нелинейная зависимость нуждается в смысловом обосновании. Нахождение уравнений тренда осуществим методом регрессионного анализа.

В качестве примеров использования статистических расчетов рассмотрим обработку макроэкономических показателей США за 1930-1990 гг. из пакета MACRO. Представим себе, что сейчас 1980 г., и попытаемся предсказать валовой национальный продукт (GNP) в 1990 г.

На рис. 3.1 показаны результаты обработки данных по валовому национальному продукту США (GNP) за 1930-1980 гг.

Подставив Years(x) = 1990 в расчет ожидаемого GNP в 1990 г., получим GNPpacч(y)= 4111,8. Если сравнить с реальным GNP = 4156,0, то увидим, что ошибка предсказания составляет около 1%! Естественно, далеко не всегда можно предсказывать будущее с такой точностью, но все же этот пример свидетельствует о полезности метода. Аналогичные расчеты можно провести для вашей фирмы. Данный пример выполнен в пакете Statistica (о нем ниже), но подобные вычисления можно сделать в различных универсальных или специальных статистических пакетах.

Рис.3.1. График линии регрессии (тренда) и исходные данные