logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Эффект присутствия

Важной чертой модели КИГ (рис. 7.10) является понятие "эффект присутствия", характеризующее процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из:

1) окружающей обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т.п.;

2) среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами. Соотношение степеней воздействия на клиента этих двух составляющих определяет степень "эффекта присутствия".

Следует отметить, что "эффект присутствия" по своей природе в большей степени связан с интерактивным общением с самой компьютерной гиперсредой, чем с общением через нее. Важным свойством среды при этом является ее "прозрачность" для клиента, которая при персональном общении позволяет протекать диалогу наиболее естественно и живо, а при общении с гиперсредой позволяет последней реализовать в полной мере присущие ей свойства "виртуальной реальности". Изначальные понятия "виртуальный" и "прозрачный" принято различать следующим образом: если наблюдается "нечто", чего на самом деле нет, говорят: "Это -виртуально"; если же это "нечто" реально существует, но никак не проявляет своего существования, тогда: "Это - прозрачно". Заметим, однако, что в данном случае понятия "виртуальность" и "прозрачность" не противопоставляются одно другому как определения, а диалектически друг с другом связаны.

Гипертекст + мультимедиа = гипермедиа

Благодаря появлению средств мультимедиа стала возможной компьютерная интеграция статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комбинация узлов и связей в системе гипертекста со средствами мультимедиа создает новую среду, принципиально отличную от простого сочетания этих двух компонентов.

Гипермедиа - это философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал) посредством гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды.