logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

2.6. Немного о первоочередных задачах руководителя фирмы и о роли информационных технологий в их решении

В предыдущих разделах говорилось о двух революциях - в информационных технологиях и в бизнесе и об их взаимном влиянии. Но такой подход, по-видимому, более справедлив для развитых стран, где обе революции осуществляются параллельно. У нас в силу ряда причин (см. разд. 1.4) столь тесной связи между преобразованиями в двух областях пока нет, поэтому скорее можно говорить о возможном влиянии радикальных изменений информационных технологий на организацию и на управление ею.

В этой главе описано влияние информационных систем на организацию, работу руководителей различных уровней внутри нее. В последующих главах мы рассмотрим возможности информационных систем с позиций руководителя фирмы, заботящегося об ее процветании. Такому руководителю приходится решать кардинальные вопросы, связанные с положением фирмы на рынке: проведение маркетинговых исследований, составление бизнес-плана развития фирмы, преобразование отсталого предприятия в передовое, обеспечение выпуска качественной продукции, деятельность фирмы в информационном обществе.

Эти изменения настолько всеобъемлющи, что возникает совершенно естественный вопрос у руководителя нашей фирмы: "Что же собственно происходит и с чего начать?"

Еще в докомпьютерную эру была организация, в которой осуществлялся производственный процесс преобразования стоимости Value Chain, описанный Портером (см. разд. 4.1). Фирма существовала во внешнем окружении, которое было в значительной степени враждебным: кроме покупателей и поставщиков там действовали традиционные конкуренты, новые конкуренты и товары-заменители (см. модель конкурентных сил Портера в гл. 3.4). Для решения всех проблем менеджеру приходилось думать, т.е. принимать решения (см. подробнее разд. 8.1).

Попробуем заострить внимание на следующих вопросах.

Совершенно очевидно, что информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления - фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать и даже возросло, необходимость находить решения слабоструктурированных задач осталась. Скорее можно говорить об интенсификации всех процессов в информационном веке. Изменился инструментарий в управлении фирмой, но зато настолько сильно изменился, что повлиял на все процессы, к которым имеют отношение менеджеры: планирование, организацию, руководство и контроль.

Изменения в организации, в управлении ею и в работе менеджеров под воздействием информационных технологий весьма обширны, в одной книге тяжело описать все их аспекты. Фактически приходится делать выбор: всего понемножку или более глубоко остановиться на главном. Автор понимает, что его позиция может быть подвергнута критике и все же делает свой выбор.

У руководителя фирмы возникают следующие основные вопросы:

Поэтому последующие главы - это попытки дать ответы на поставленные вопросы с использованием компьютерных программ, имеющихся на нашем рынке.