3.5. Оценка внутренних возможностей фирмы и выработка стратегии управления Выбор целей и стратегий маркетинга
Цели маркетинга должны ставиться в полном соответствии с корпоративными целями. Они должны быть четко сформулированы в количественной форме и иметь определенный финансовый эквивалент. Цель может быть представлена как простая диаграмма (рис.3.16).
График может быть дополнен кратким комментарием, например: "Этот трехлетний бизнес-план показывает увеличение объема продаж с 700 000 у.е. до 900 000 у.е. и увеличение прибыли со 100 000 у.е. до 400 000 у.е. Цель бизнес-плана - демонстрация того, как достичь этих показателей". Цель может быть выражена и другими числовыми характеристиками. В качестве примера точной, хотя и очень общей, формулировки можно привести цель одного из немецких производителей автомобилей: "До конца 1995 г. достичь на внутриевропейском рынке 15-процентной доли рынка" [7]. Точная и по возможности операциональная формулировка целей необходима для того, чтобы иметь возможность оценивать эффективность и действенность избранных стратегий и действий.
После установки целей начинается анализ стратегий, которые бы обеспечили их достижение. Этот анализ начинается с процедур Gap-анализа (анализа щели) для объема продаж и (или) прибыли и вытекающих из него стратегий Анзоффа. Заметим, что грамотный выбор подходящих стратегий невозможен без предварительного проведения полного аудита маркетинга, позволяющего выявить перспективные и неперспективные товары и рынки.
Рис. 3.16. Операционные цели
Рис.3.17. Стратегии Gap-анализа
Gap-анализ начинается с прогноза текущего состояния фирмы на планируемый период с помощью метода экспертных оценок или с применением математических прогнозных методов (экспертные оценки в данном случае предпочтительнее, так как требуется получить прогноз на несколько лет вперед). Прогноз дает линию А на графике Gap-анализа (рис. 3.17).
Начиная с изображенной позиции объема продаж t, Вы хотите достичь в конце периода планирования точки Е. Чтобы закрыть щель до точки В, достаточно улучшить продуктивность операционной деятельности компании без изменения ее стратегии.
Чтобы подняться выше точки В на графике, необходимо изменять стратегию действий фирмы на рынках (новая стратегическая щель В-Е). Применимые в условиях растущих рынков стратегии можно рассмотреть с помощью матрицы Анзоффа, имеющей вид, как на рис. 3.18.
Рис 3.18. Стратегии Анзоффа
Из матрицы Анзоффа (Товар/Рынок) следуют основные стратегические рекомендации:
1. Обработка рынка. Усиление мероприятий маркетинга для имеющихся товаров на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка или увеличения объема рынка. Возможные пути достижения - увеличение потребления (снижение цен, увеличение объема упаковки и т.д.); привлечение покупателей конкурирующих товаров, активизация скрытой потребности (реклама, предложение проб, снижение цен). Прогнозируемый в результате этих мероприятий объем продаж дает точку С на графике щели.
2. Развитие рынка. Выход со старыми товарами на новые рынки. Возможные варианты:
сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках (интернационализация и глобализация);
расширение функций товаров; новые области применения для старого товара;
вариация товара с целью его приспособления к требованию определенных потребителей (сегментирование рынка).
3. Развитие товара (инновации). Продажа новых товаров на старых рынках. Суммарный прогнозируемый объем продаж в результате мероприятий стратегий 2, 3 дает точку D на графике щели.
4. Диверсификация. Предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: стагнирующие рынки, желание уменьшить риск ("не все яйца в одну корзину"), финансовые выгоды, страхование снабженческой или сбытовой базы. Производственная программа включает продукты, не имеющие никакой прямой связи с прежними товарами фирмы. Различают три формы диверсификации:
диверсификация на том же уровне (горизонтальная): автомобильное предприятие начинает производство мотоциклов;
диверсификация на сбытовые или снабженческие рынки (вертикальная): производитель текстиля открывает предприятие по производству одежды;
побочная диверсификация (без различимой вещественной взаимосвязи): участие фирмы "Пепси-кола" в производстве спортивного инвентаря.
Рассмотрим теперь другие матричные модели, базирующиеся на данных аудита маркетинга и дающие различные стратегические рекомендации в зависимости от текущего положения SBU.
Для выбора стратегии действий фирмы на конкретном рынке используют матрицу конкуренции Портера. Любая фирма должна не только учитывать удовлетворение потребностей покупателей, но и постоянно изучать так называемые конкурентные силы на рынке. Как уже отмечалось выше, на рынке действуют пять основных сил, являющихся движущими силами конкуренции (см. рис. 3.10), по Портеру, для получения прибыли выше средней фирма должна иметь конкурентное преимущество. В результате проведенных исследований Портер показал, что связь между долей рынка и рентабельностью выглядит, как на рис. 3.19.
Рис. 3.19. Рентабельность и доля рынка
Средняя позиция опасна. Предприятия, не имеющие средств для достижения лидерства на рынке, должны сконцентрировать свою работу на определенном сегменте и наращивать на нем преимущество по отношению к конкурентам. Матрица конкуренции по Портеру имеет вид, как на рис. 3.20.
Рассмотрим теперь другие известные матричные модели, использующиеся для принятия стратегических решений и известные как инструменты Portfolio-анализа (матричные модели анализа портфеля). Сначала кратко опишем две теоретические концепции, которые используются в матричных моделях.
Рис. 3.20. Конкурентные стратегии
Рис. 3.21. Объем продаж и прибыль в течение жизненного цикла
Концепция жизненного цикла продукта описывает развитие показателей продукта во времени по определенному образцу. Хотя в реальности существует множество различных типов поведения продукта, обычно рассматривают традиционный цикл, состоящий из 3-5 фаз, или стадий. Рассмотрим модель с четырьмя стадиями: внедрение, рост, зрелость, падение. Характер поведения объема продаж и прибыли представлен на рис. 3.21.
Рассмотрим позицию продукта на рынке и политику маркетинга по отношению к нему на разных стадиях его жизненного цикла (табл. 3.5).
Таблица 3.5
- Серия "Прикладные информационные технологии"
- С.В. Черемных рецензент
- К читателю
- Введение
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент
- 1.1.XxIвек - век информатики
- Томас а. Стюарт, 1997 Возрастающая мощность информационных технологий
- Передача данных, работа с сетями: увеличение глобальной дистанции ит
- Работа в веке информации
- Работник знания
- Командная работа
- В любое время, где у годно
- Конкурентоспособная деловая окружающая среда
- Изменяющаяся современная деловая окружающая среда
- Появление глобальной экономики
- Преобразование индустриальных экономик
- Преобразование делового предприятия
- 1.2. Информационные технологии и информационные системы
- Что такое информационная система?
- Деловой взгляд на информационные системы
- 1.3. Новые возможности управляющих информационных систем в менеджменте
- 1.3.1. Системы поддержки принятия решений (DecisionSupportSystem)
- 1.3.2. Исполнительные информационные системы (ExecutiveSupportSystem)
- 1.3.3. Переработка руды данных (DataMining)
- Добыча данных может использоваться для ...
- 1.3.4. Искусственный интеллект (ArtificialIntelligence)
- 1.3.5. Экспертные системы (ExpertSystems)
- Примеры экспертных систем
- 1.3.6. Нейронные сети (Neural Networks)
- 1.3.7. Виртуальная реальность (VirtualReality)
- 1.3.8. Системы поддержки работы группы (GroupSupportSystems)
- 1.3.9. Географические информационные системы (GeographicalInformationSystem)
- Бизнес принимает gis
- На чем базируются географические технологии
- 1.4. Специфика ситуации в странах бывшего ссср
- 1.4.1. От "авось" до проверки ответов на вопрос: " что будет, если?"
- 1.4.2. Как преодолеть пропасть между экономикой и математикой?
- 1.4.3. Проблемы согласования с внешним миром
- 1.4.4. Информационные технологии не панацея, но все же
- Литература
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры
- М. Фоллет
- 2.1. Взаимосвязь организаций и информационных систем Организации и информационные системы
- Что такое организация?
- Меняющаяся роль информационных систем
- Четыре эры информационных технологий в управлении
- Сущность информационных систем
- Почему организации создают информационные системы
- Как информационные системы влияют на организации
- Экономические теории
- Поведенческие теории
- Расширяющаяся область действия информационных систем
- Системный взгляд Что такое система?
- Организации как системы
- Новые возможности для преобразования организаций
- Отделение работы от месторасположения
- Финансовая компания
- Увеличение гибкости организаций
- Переопределение организационных границ и электронная торговля
- Реорганизация трудовых процессов
- Изменяющийся процесс управления
- 2.2. Виды информационных систем в организации
- Шесть главных типов систем
- Шесть главных типов информационных систем, необходимых для четырех уровней организации
- Характеристики процессов информационных систем
- Системы диалоговой обработки запросов (tps)
- Системы работы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы (mis)
- Характеристика управляющих информационных систем
- Системы поддержки принятия решений (dss)
- Что такое системы поддержки принятия решений?
- Dss как философия
- Различия между dss и mis
- Характеристики dss: что означает поддерживать решения
- Компоненты dss
- Характеристика систем поддержки принятия решений
- Исполнительные системы (ess)
- Связь систем друг с другом: интеграция
- 2.3. Роли менеджеров и информационные системы в управлении Роль менеджеров в организации
- Классические описания управления
- Поведенческие модели
- Управленческие роли и поддержка информационных систем
- Новая роль информационных систем в организациях
- 2.4. Менеджеры и системы поддержки управления
- Системы поддержки управления (Managerial Support Systems)
- Что нужно для управления
- Характеристики возможностей ит-фондов
- Управляющие роли ит
- Изменение роли старшего ис-менеджера
- Восемь задач для ис-организации
- 2.5. Стратегическая роль информационных систем в менеджменте
- Что такое "стратегическая информационная система"?
- Стратегические возможности информационных технологий
- Новый способ конкурировать
- Новые организационные формы
- 2.6. Немного о первоочередных задачах руководителя фирмы и о роли информационных технологий в их решении
- Литература
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы
- П. Дракер
- 3.1. Попытка разобраться в ворохе данных
- Формализованные данные
- Частично формализованные данные
- Неформализованная информация
- 3.2. Использование статистических пакетов для ответов на вопросы
- Куда движется фирма? Построение тренда (направленности)
- От чего зависит успех фирмы? Многомерный факторный анализ
- Какова чувствительность прибыли (зарплаты) к ...?
- Эффективны ли нововведения? Однофакторный анализ
- Результаты испытаний влияния уровня заработной платы на производительность труда
- Каким фирмам можно доверять? Кластерный анализ
- Данные об инвестиционных фондах
- 3.3. Коротко о популярных статистических пакетах:Statistica,Statgraphics Несколько слов о системе statistica
- Statgraphics Plus for Windows-общие и уникальные свойства
- 3.4. Оценка внешней среды
- Противостоящие конкурентные силы
- Дифференцирование изделия
- Сосредоточенное дифференцирование
- Развитие тесных связей с клиентами и поставщиками
- Удешевление производства
- Стратегии использования Интернета
- Использование маркетинговых методов
- План маркетинга
- Аудит маркетинга
- Сегментация рынка
- Стратегии сегментации
- Краткое содержание стратегического плана маркетинга
- 3.5. Оценка внутренних возможностей фирмы и выработка стратегии управления Выбор целей и стратегий маркетинга
- Позиция продукта и политика маркетинга
- Стратегия управления 4х р
- Стратегия управления 4 х р
- 3.6. Краткая характеристика пакетаMarketingExpert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Expert
- Сегментный анализ
- Swot-анализ
- Portfolio-анализ
- Анализ риска и неопределенности
- Оптимальное ценовое планирование
- Алгоритмы прогнозирования
- Литература
- Глава 4. Составление бизнес-плана
- 4.1. Немного о производственном процессе и его обеспечении
- 4.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- Производственная деятельность
- Календарный план
- Финансы
- 4.3. Если Вы обращаетесь к западным инвесторам, нужно, чтобы они Вас понимали
- Инвестиции и их классификация
- Разработка базисных планов
- Характеристика окружающей среды
- План маркетинга
- План производства
- Расчет производственных затрат
- Инвестиционный план
- Финансовый план
- Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)
- Балансовая ведомость (Balance Sheet)
- План денежных потоков (Cash-Flows)
- Анализ эффективности проекта
- Анализ безубыточности (Break-even Analysis)
- Статические методы в инвестиционном анализе
- 4.4. Использование информационных систем для бизнес-планирования
- Динамические методы в инвестиционном анализе
- Анализ чувствительности проекта в условиях высокой инфляции
- 4.5. Краткая характеристика пакетаProjectExpert
- Эффективные средства описания внешней среды предусматривают:
- Сетевой график проектов включает в себя:
- План маркетинга включает в себя:
- Производственный план включает в себя:
- Формирование и использование капитала включает в себя:
- Представление финансовых результатов предусматривает, что:
- Эффективное средство для реализации сценарного подхода представляет собой
- Особенности системы Project Expert
- Финансовая модель компании
- Отчетность в соответствии с Международными стандартами
- Анализ проекта
- Работа с группой проектов
- Формирование бюджета
- Связь с другими программами
- Литература
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое
- Питер Дракер
- 5.1. Запланированные организационные изменения системы
- Присоединение информационных систем к бизнес-плану
- Информационный план системы
- Установление информационных потребностей организации
- Анализ предприятия (системы делового планирования)
- Стратегический анализ или критические факторы успеха
- Критические факторы успеха и цели организаций
- Развитие систем и организационные изменения
- Как информационные технологии могут преобразовать организации
- Возможности ит и их организационное воздействие
- Спектр организационных изменений
- Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering)
- Шаги в эффективном реинжиниринге
- 5.2. Реинжиниринг и информационные технологии ит как необходимое условие процесса инновации
- Основные понятия реинжиниринга бизнес-процессов
- Понятие "деловой процесс", или "бизнес-процесс"
- Стратегическое планирование
- Описание бизнес-архитектуры организации
- Функциональное моделирование деловых процессов
- Метрики эффективности деловых процессов
- Функционально-стоимостной анализ деловых процессов
- Временной анализ деловых процессов
- Роль информационных технологий в реинжиниринге
- Новые ит, изменяющие правила работы компаний
- 5.3. Моделирование бизнес-процессов,case-технологии
- Традиционные способы разработки моделей
- Сущность структурного подхода
- Особенности объектно-ориентированного подхода
- Интегрированные подходы к разработке моделей
- Модели бизнес-процессов и информационные системы
- 5.4. Понятие о стандарте моделирования бизнес-процессовIdef
- Принципы моделирования в idef0
- 5.5. Коротко оCase-средствах
- Литература
- Глава 6. Современный подход к качеству
- 6.1. Как информационные системы способствуют качеству
- Что такое качество?
- Чем информационные системы способствуют качеству
- Упрощение изделия и технологического процесса
- Аттестация
- 6.2.2. Идеология сборочного конвейера в управлении Материальное производство, информационное производство
- Сборочный конвейер и бюрократия
- Понимание процесса и его совершенствование
- Саморегулируемый процесс: полное изменение мира
- 6.2.4. Офис будущего на основе технологии "клиент-сервер" Гипотетический офис по продаже
- Взаимодействие революции в бизнесе и технической революции
- Сервер - слуга
- 6.2.5. Правила, услуги и автоматизация бизнеса
- Три слоя архитектуры и их назначение
- 6.3. Международный стандарт качестваIso9000 и информационные системы
- Iso во всем мире
- Европейские стандарты iso 9000
- Результаты внедрения се в сферу промышленности и торговли
- Как показать соответствие товара европейским директивам
- А. Контроль и сертификаты, выдаваемые производителем
- Б. Проверка товара нотифицированными органами
- Система качества
- Выбор системы качества Серия стандартов iso 9000
- Обобщение стандартов iso 9000
- Три базовых стандарта iso 9000
- Разработка и внедрение системы качества
- Стандарты iso серии 9000 и tqm
- Стандарты iso 9000 и tqm
- Литература
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе
- К. Гольдони
- 7.1. Разделение ресурсов и данных необходимость работы в сети
- 7.2. Системы поддержки индивидуальной работы и работы команд
- 7.2.1. ПрограммаMicrosoftNetMeeting
- Выполнение вызова
- Семейство продуктов Sametime
- Основные возможности и преимущества
- Преимущества Sametime для пользователей NetMeeting
- Идеальное решение для вашего бизнеса
- 7.2.3. Немного о дистанционном образовании
- 7.3. Фирма в глобальном информационном пространстве - Интернете
- 7.3.1. Создание глобального информационного общества История сети Интернет
- Что такое Интернет?
- Инфраструктура
- Точки входа в сеть
- Поставщики услуг
- Пользователи
- Интрасети
- 7.3.2. Интернет - новая среда делового общения Новая модель связи
- Потребители и поставщики: проблемы общения
- Компьютерная информационная гиперсреда
- Модель 1: Средства массовой информации
- Модель 2: Связь между абонентами
- Модель 3: Новая модель для компьютерной информационной гиперсреды
- Интерактивность
- Эффект присутствия
- 7.3.3. Сферы применения -бизнес и информация Четыре основные задачи бизнеса
- Проблема 1. Что делать?
- Проблема 2. Кому продать или у кого купить?
- Проблема 3. Где взять средства?
- Проблема 4. Кто есть Кто?
- Информационные задачи: ключевые этапы
- Маркетинг в Интернете Маркетинг товаров и услуг
- Исследование рынка
- Позиционирование товара
- Работа с поставщиками
- Наблюдение за конкурентами
- Организация закупок
- Контроль себестоимости
- Общение с клиентами
- 7.3.4. Программы поиска информации в Интернете
- 7.3.5. Немного о перспективе
- "Капитализм без трений"
- Ненавязчивый вид сервиса
- Литература
- Глава 8. Учитесь управлять
- 8.1. Управление: наука, искусство, удача или ...?
- 8.1.1. Научный метод в управлении Происхождение и центральный пункт науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- 8.1.2. Менеджеры и информационные системы в принятии решений Человеческий элемент
- Люди как информационные процессоры
- Человек как блок принятия решений
- Процесс принятия решений
- Стадии принятия решений
- 8.1.3. Индивидуальные и групповые модели принятия решений Индивидуальные модели принятия решений
- Организационные модели принятия решений
- Бюрократические модели
- Политические модели организационного выбора
- Модель "мусорного бака"
- 8.1.4. Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и средой
- Межуровневые коммуникации в организациях
- Коммуникации руководитель - подчиненный
- Коммуникации между руководителем и рабочей группой
- Неформальные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Обратная связь и помехи
- Современные информационные технологии в коммуникациях
- 8.2. Психологические аспекты работы команды
- Перечень ролей по р. Бейлсу Роли, способствующие выполнению задания:
- Роли, важные для сотрудничества в группе и ее развития:
- Роли, затрудняющие сотрудничество в группе и ее развитие:
- Классификация ученых по Гоу и Вудсворту
- Классификация по Селье
- 8.3. Деловые компьютерные игры в обучении менеджеров
- История развития деловых игр
- 8.4. Деловая компьютерная игра Дельта
- Информация для принятия решений
- Цели и методы реализации стратегического управления
- Стратегии развития предприятия
- Методы управления предприятием Планирование маркетинга
- Политика цен
- Совершенствование управления и использование финансовых ресурсов
- Помощь в планировании
- Проведение игры
- Литература
- Приложения Приложение 1. Перечень некоторых наиболее популярных программных продуктов
- Приложение 2. Глоссарий
- Приложение 3. Список аббревиатур
- Содержание
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент 6
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры 31
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы 58
- Глава 4. Составление бизнес-плана 87
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое 107
- Глава 6. Современный подход к качеству 133
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе 159
- Глава 8. Учитесь управлять 186
- Грабауров Владимир Александрович информационные технологии для менеджеров
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12