logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

8.3. Деловые компьютерные игры в обучении менеджеров

Умение управлять организацией складывается из знаний различных методов управления, принятия решений, использования эффективных коммуникаций и формирования работоспособной команды. Но, помимо знаний, нужно еще иметь навыки, которые невозможно приобрести посредством штудирования книг. Особенно важны навыки борьбы, которые лучше всего накапливать с помощью деловых компьютерных игр.

Термин "деловые компьютерные игры" отражает три стороны: игровую, принадлежность к компьютерам и к бизнесу.

Сочетание двух сторон - игровой и компьютерной - отражает глубинные особенности человека: стремление к состязательности и любовь к компьютерам. Поэтому тяга к компьютерным играм иногда становится труднопреодолимой, и нашей задачей является направить эти устремления на пользу процесса подготовки менеджеров. Многие компьютерные игры, формально не имеющие отношения к менеджменту, все же побуждают участника к принятию решений: по освоению новой территории (Цивилизация), созданию предприятия и борьбе с конкурентами (город) и т.д. По сути своей эти игры близки к деловым компьютерным играм. Тем не менее более строго будем относить к деловым компьютерным играм только те, в которых участникам приходится ориентироваться на количественные показатели их бизнеса в процессе принятия решений.

Деловые компьютерные игры можно подразделить на две категории в зависимости от того, с кем сражаются участники:

Интеллектуальные возможности компьютеров позволили создать игры, в которых соперником выступает компьютер. Такие игры полезны для наработки первичных навыков. В СНГ популярны русифицированные версии американских игр: Цена и спрос, Миллионер, Путь к успеху, Капитализм и т.д. На рис. 8.5 и 8.6 показаны основное окно и отчет одной из таких игр - Цена и спрос. Но подобие игры не учитывает психологических аспектов взаимодействия лиц, принимающих решения, поэтому не будем останавливаться на них подробно.

Рис. 8.5. Окно деловой игры Цена и спрос

Рис. 8.6. Отчет деловой игры Цена и спрос

В том случае, когда соперником являются другие игроки или другие команды, деловые компьютерные игры принципиально не отличаются от деловых игр, проводившихся без компьютеров. Компьютер является удобным и очень полезным инструментом, расширяющим возможности. Поэтому рассмотрим историю возникновения деловых игр вообще.

В практической деятельности менеджер не сдает экзамены, он решает реальные проблемы, используя ту информацию, которую получил в ходе подготовки. Решение этих проблем в ряде случаев происходит в сложных экстремальных условиях, и менеджер не всегда способен эффективно справиться с конкретными задачами. Причиной этого является отсутствие стабильных позитивных стереотипов выполнения профессиональных функций и всего комплекса действий в рамках специальности.

Одно из важнейших качеств, от которых зависит успех организации, - конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов применяют теорию игр.

Теорию игр разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используют для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе. Теория игр используется не очень часто, так как ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы.

Поэтому, помимо моделей, необходимо иметь еще и чутье, уметь психологически оценивать конкурентов и, вероятно, что-то такое, чему невозможно научиться без навыков борьбы. Поэтому лучшим способом обучения (завершающим теоретические занятия) является деловая игра.

Деловые игры в том случае, если они отражают суть профессиональной деятельности, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором менеджеры могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок менеджеров, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной деятельности.

В деловых играх отражаются динамика профессиональной деятельности, ее особенности, сложности и основные проблемы. С помощью деловых игр можно проигрывать профессиональные ситуации с типовыми ошибками, а затем подвергать их многоплановому анализу.

Деловая игра раскрывает личностный потенциал менеджера: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Менеджеры становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и "создателями" собственной личности. Они решают задачи самоуправления, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению.