logo
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Три базовых стандарта iso 9000

Название элемента

9001

9002

9003

Обязанности руководства

О

Система качества

О

Анализ контрактов

Управление проектированием

×

×

Управление документами и данными

Закупки

×

Управление продукцией, поставляемой заказчиком

Маркировка и сопровождение продукции

О

Управление процессами

×

Проверки и испытания

О

Управление проверочным, измерительным и испытательным оборудованием

Состав проверок и испытаний

Управление бракованной продукцией

О

Исправительные и упреждающие мероприятия

О

Погрузка-разгрузка, хранение, упаковка, консервация и поставка

Контроль записей качества

О

Внутренние аудиты качества

О

Обучение

О

Техническое обслуживание

×

Статистические методы

О

■ Требуется в полном объеме.

О Требуется в меньшем объеме по сравнению с ISO 9001 и 9002.

× Не требуется.

ISO 9001 является наиболее полным из трех стандартов, регламентирующих базовые модели систем качества, и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации. Важно отметить, что в стандарте нет специальных упоминаний о деятельности компании по идентификации продукции, определений продукта, удовлетворенности потребителя, в общем, всего того, что является деятельностью по маркетингу. ISO 9001 представляет базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании, при ее эксплуатации у потребителя. Поэтому этот стандарт применяют при проверках и сертификации той организации, которая имеет как производственные, так и разрабатывающие подразделения.

ISO 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя.

ISO 9003 рассматривает только испытания готовой продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения окончательного контроля качества и испытания готовой продукции.

Таким образом, ISO 9001, как наиболее всеобъемлющий, включает в себя стандарт ISO 9002, который, в свою очередь, включает ISO 9003 (рис. 6.5,6.6).

Выбор конкретного стандарта на систему качества определяется типом предприятия, потребностями его клиентов, а также объемом внедрения системы качества.

Рис 6.5. Взаимосвязь между тремя сериями стандартов ISO 9001,9002 и 9003