Сборочный конвейер и бюрократия
До недавнего времени о процессах, применяющихся на большинстве заводов, в лучшем случае редко думали. В течение последнего столетия сфера управления была сфокусирована в основной на задачах, часто вплоть до полного игнорирования процессов. Для больших организаций показательно наличие бюрократии. Это является прямым следствием ориентации на задачи, т.е. на то, что первоначально обеспечивало рост современных корпораций. Ориентация на задачи - это естественный отпечаток массового производства и сборочных конвейеров. Сборочные конвейеры взросли на идее разбиения сложного процесса на простые шаги, которые могут осуществляться периодически рабочими с невысоким уровнем подготовки. Эта модель упрощения процесса, воплощенная как непосредственно на производстве, так и в управлении, привела к тому, что мы видим сегодня - огромные, заторможенные, разросшиеся организации.
Предположим, клиент делает большой заказ. Обычно его оформляет ответственный за продажу или клерк отдела заказов. После того как заказ оформлен, его передают в отделение кредита, чтобы убедиться, что заказчик обладает достаточным кредитом. На этом этапе происходит следующее. Во-первых, ответственный за кредиты клерк использует правила компании согласованным путем, гарантирующим, что от клиентов, исчерпавших свой кредит, не принимаются заказы. Типичные правила определяют, когда клиент становится несостоятельным, когда можно сделать исключение, какие дополнительные гарантии потребовать и т.д. Несмотря на простую формулировку, на самом деле они довольно сложные. Каждому отдельному специалисту по своей функции вы обеспечиваете соблюдение правил как количественно, так и качественно. Во-вторых, отдел кредита может проследить за тем, чтобы сама компания не была перегружена. В зависимости от целого ряда внешних факторов заказы выполняются сразу или через какое-то время во избежание дефицита наличных средств.
Далее заказ поступает в плановый отдел, где учитываются средства, планируется выпуск продукции и принимается решение о том, в какой последовательности выполняются заказы. Снова специалист по этой функции согласованно применяет политику (какой клиент обслуживается в первую очередь, когда можно планировать производство специфичной продукции и т.д.) и координирует дефицитные ресурсы (например, оборудование и производственные мощности). Когда планово-производственный отдел определяет дату осуществления заказа, отдел экспедиции планирует отгрузку, опять-таки проводя в жизнь политику и координируя дефицитные ресурсы. Процесс продолжается при формировании счетов, учете платежей и т.д. Во многих компаниях обычный заказ может пройти через руки десятков функциональных специалистов, прежде чем его выполнение будет завершено.
Рассмотрим, почему при задачно-ориентированной системе управления невозможно обеспечить абсолютное качество.
Современная продукция состоит из множества составляющих. Предположим, что вероятность ошибки при создании отдельной детали, одной из многих составляющих большого продукта, приблизительно равна 1 из 100 000. Другими словами, на каждые 100 000 готовых деталей приходится только одна с серьезными дефектами. Похоже, что это мизер, не так ли? Нет, не так. В таком сложном продукте, как автомобиль, даже столь малая норма брака каждой детали, как 1 на 100 000, станет причиной того, что в каждом выпущенном автомобиле, как минимум, одна составляющая будет иметь дефект. Каким образом?
Разберемся, как получается, что конечный продукт содержит бракованную деталь. Это объясняется тем, что производственный процесс можно рассматривать как сборочный конвейер. Человек, изготавливающий эту деталь, не может знать, что она некачественна, так как он производит ее обособленно от основного продукта и не заботится о конвейере в целом. Чтобы вообразить, как это происходит и как это можно изменить, представим механический аппарат, например трактор, состоящий из 1000 частей, и два различных способа его производства.
Технология сборочного конвейера подразумевает, что каждая из 1000 деталей изготовляется обособленно, затем все 1000 частей монтируются, а готовый трактор проходит проверку в конце производственного процесса. Фактически даже если каждая деталь будет не в порядке только один раз из 100 000, завод почти никогда не сможет производить совершенную продукцию.
6.2.3.TQM- полное изменение методов управления
Теперь представим другой завод, выпускающий тракторы по многомодульной системе. Каждый трактор имеет 10 основных агрегатов, которые, в свою очередь, состоят из 10 подагрегатов, каждый из которых опять-таки состоит из 10 частей. В общем, производимые данным заводом тракторы также состоят из 1000 частей, разница только в монтаже. Каждый подагрегат производится отдельным человеком, который еще в процессе производства его проверяет и удаляет бракованные детали. Таким образом получаем всегда идеальные подагрегаты. В свою очередь, каждый агрегат изготавливается специалистом, который тоже проверяет агрегат. Случается, агрегат забраковывается, и тогда подагрегаты возвращаются в соответствующие цеха завода. Но когда агрегат закончен, он работает и работает хорошо. Наконец, трактор монтируется работником, имеющим дело с десятью агрегатами. Причем каждый из них уже должным образом проверен. Вероятность того, что работник не сможет справиться с десятью агрегатами, минимальна, так что конечный этап сборки почти всегда происходит совершенно гладко. Это наилучший вариант, потому что каждый трактор закончен и проверен тем, кто отвечает за то, чтобы с ним было все в порядке, и уже нет необходимости в проверке по завершении работ.
В первом варианте, когда качество обсуждается в самом конце процесса, трактор проверяется после изготовления. Действительно, качество не может быть проверено раньше, так как до завершения сборки каждый трактор представляет собой лишь коробку с запчастями. Во втором случае качество проверяется на каждом шаге. Каждый подагрегат, каждый агрегат и каждый трактор изготовлен и проверен отдельно, что обеспечивает идеальность сборки. Тот факт, что процесс на втором заводе организован так, чтобы обеспечить качество, является неотъемлемой частью всего процесса производства.
Ответ на вопрос о том, как производить лучшую продукцию и лучшие детали, состоит из двух частей:
не дотягивать до последнего;
концентрировать внимание на процессе вместо задачи.
- Серия "Прикладные информационные технологии"
- С.В. Черемных рецензент
- К читателю
- Введение
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент
- 1.1.XxIвек - век информатики
- Томас а. Стюарт, 1997 Возрастающая мощность информационных технологий
- Передача данных, работа с сетями: увеличение глобальной дистанции ит
- Работа в веке информации
- Работник знания
- Командная работа
- В любое время, где у годно
- Конкурентоспособная деловая окружающая среда
- Изменяющаяся современная деловая окружающая среда
- Появление глобальной экономики
- Преобразование индустриальных экономик
- Преобразование делового предприятия
- 1.2. Информационные технологии и информационные системы
- Что такое информационная система?
- Деловой взгляд на информационные системы
- 1.3. Новые возможности управляющих информационных систем в менеджменте
- 1.3.1. Системы поддержки принятия решений (DecisionSupportSystem)
- 1.3.2. Исполнительные информационные системы (ExecutiveSupportSystem)
- 1.3.3. Переработка руды данных (DataMining)
- Добыча данных может использоваться для ...
- 1.3.4. Искусственный интеллект (ArtificialIntelligence)
- 1.3.5. Экспертные системы (ExpertSystems)
- Примеры экспертных систем
- 1.3.6. Нейронные сети (Neural Networks)
- 1.3.7. Виртуальная реальность (VirtualReality)
- 1.3.8. Системы поддержки работы группы (GroupSupportSystems)
- 1.3.9. Географические информационные системы (GeographicalInformationSystem)
- Бизнес принимает gis
- На чем базируются географические технологии
- 1.4. Специфика ситуации в странах бывшего ссср
- 1.4.1. От "авось" до проверки ответов на вопрос: " что будет, если?"
- 1.4.2. Как преодолеть пропасть между экономикой и математикой?
- 1.4.3. Проблемы согласования с внешним миром
- 1.4.4. Информационные технологии не панацея, но все же
- Литература
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры
- М. Фоллет
- 2.1. Взаимосвязь организаций и информационных систем Организации и информационные системы
- Что такое организация?
- Меняющаяся роль информационных систем
- Четыре эры информационных технологий в управлении
- Сущность информационных систем
- Почему организации создают информационные системы
- Как информационные системы влияют на организации
- Экономические теории
- Поведенческие теории
- Расширяющаяся область действия информационных систем
- Системный взгляд Что такое система?
- Организации как системы
- Новые возможности для преобразования организаций
- Отделение работы от месторасположения
- Финансовая компания
- Увеличение гибкости организаций
- Переопределение организационных границ и электронная торговля
- Реорганизация трудовых процессов
- Изменяющийся процесс управления
- 2.2. Виды информационных систем в организации
- Шесть главных типов систем
- Шесть главных типов информационных систем, необходимых для четырех уровней организации
- Характеристики процессов информационных систем
- Системы диалоговой обработки запросов (tps)
- Системы работы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы (mis)
- Характеристика управляющих информационных систем
- Системы поддержки принятия решений (dss)
- Что такое системы поддержки принятия решений?
- Dss как философия
- Различия между dss и mis
- Характеристики dss: что означает поддерживать решения
- Компоненты dss
- Характеристика систем поддержки принятия решений
- Исполнительные системы (ess)
- Связь систем друг с другом: интеграция
- 2.3. Роли менеджеров и информационные системы в управлении Роль менеджеров в организации
- Классические описания управления
- Поведенческие модели
- Управленческие роли и поддержка информационных систем
- Новая роль информационных систем в организациях
- 2.4. Менеджеры и системы поддержки управления
- Системы поддержки управления (Managerial Support Systems)
- Что нужно для управления
- Характеристики возможностей ит-фондов
- Управляющие роли ит
- Изменение роли старшего ис-менеджера
- Восемь задач для ис-организации
- 2.5. Стратегическая роль информационных систем в менеджменте
- Что такое "стратегическая информационная система"?
- Стратегические возможности информационных технологий
- Новый способ конкурировать
- Новые организационные формы
- 2.6. Немного о первоочередных задачах руководителя фирмы и о роли информационных технологий в их решении
- Литература
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы
- П. Дракер
- 3.1. Попытка разобраться в ворохе данных
- Формализованные данные
- Частично формализованные данные
- Неформализованная информация
- 3.2. Использование статистических пакетов для ответов на вопросы
- Куда движется фирма? Построение тренда (направленности)
- От чего зависит успех фирмы? Многомерный факторный анализ
- Какова чувствительность прибыли (зарплаты) к ...?
- Эффективны ли нововведения? Однофакторный анализ
- Результаты испытаний влияния уровня заработной платы на производительность труда
- Каким фирмам можно доверять? Кластерный анализ
- Данные об инвестиционных фондах
- 3.3. Коротко о популярных статистических пакетах:Statistica,Statgraphics Несколько слов о системе statistica
- Statgraphics Plus for Windows-общие и уникальные свойства
- 3.4. Оценка внешней среды
- Противостоящие конкурентные силы
- Дифференцирование изделия
- Сосредоточенное дифференцирование
- Развитие тесных связей с клиентами и поставщиками
- Удешевление производства
- Стратегии использования Интернета
- Использование маркетинговых методов
- План маркетинга
- Аудит маркетинга
- Сегментация рынка
- Стратегии сегментации
- Краткое содержание стратегического плана маркетинга
- 3.5. Оценка внутренних возможностей фирмы и выработка стратегии управления Выбор целей и стратегий маркетинга
- Позиция продукта и политика маркетинга
- Стратегия управления 4х р
- Стратегия управления 4 х р
- 3.6. Краткая характеристика пакетаMarketingExpert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Expert
- Сегментный анализ
- Swot-анализ
- Portfolio-анализ
- Анализ риска и неопределенности
- Оптимальное ценовое планирование
- Алгоритмы прогнозирования
- Литература
- Глава 4. Составление бизнес-плана
- 4.1. Немного о производственном процессе и его обеспечении
- 4.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- Производственная деятельность
- Календарный план
- Финансы
- 4.3. Если Вы обращаетесь к западным инвесторам, нужно, чтобы они Вас понимали
- Инвестиции и их классификация
- Разработка базисных планов
- Характеристика окружающей среды
- План маркетинга
- План производства
- Расчет производственных затрат
- Инвестиционный план
- Финансовый план
- Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)
- Балансовая ведомость (Balance Sheet)
- План денежных потоков (Cash-Flows)
- Анализ эффективности проекта
- Анализ безубыточности (Break-even Analysis)
- Статические методы в инвестиционном анализе
- 4.4. Использование информационных систем для бизнес-планирования
- Динамические методы в инвестиционном анализе
- Анализ чувствительности проекта в условиях высокой инфляции
- 4.5. Краткая характеристика пакетаProjectExpert
- Эффективные средства описания внешней среды предусматривают:
- Сетевой график проектов включает в себя:
- План маркетинга включает в себя:
- Производственный план включает в себя:
- Формирование и использование капитала включает в себя:
- Представление финансовых результатов предусматривает, что:
- Эффективное средство для реализации сценарного подхода представляет собой
- Особенности системы Project Expert
- Финансовая модель компании
- Отчетность в соответствии с Международными стандартами
- Анализ проекта
- Работа с группой проектов
- Формирование бюджета
- Связь с другими программами
- Литература
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое
- Питер Дракер
- 5.1. Запланированные организационные изменения системы
- Присоединение информационных систем к бизнес-плану
- Информационный план системы
- Установление информационных потребностей организации
- Анализ предприятия (системы делового планирования)
- Стратегический анализ или критические факторы успеха
- Критические факторы успеха и цели организаций
- Развитие систем и организационные изменения
- Как информационные технологии могут преобразовать организации
- Возможности ит и их организационное воздействие
- Спектр организационных изменений
- Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering)
- Шаги в эффективном реинжиниринге
- 5.2. Реинжиниринг и информационные технологии ит как необходимое условие процесса инновации
- Основные понятия реинжиниринга бизнес-процессов
- Понятие "деловой процесс", или "бизнес-процесс"
- Стратегическое планирование
- Описание бизнес-архитектуры организации
- Функциональное моделирование деловых процессов
- Метрики эффективности деловых процессов
- Функционально-стоимостной анализ деловых процессов
- Временной анализ деловых процессов
- Роль информационных технологий в реинжиниринге
- Новые ит, изменяющие правила работы компаний
- 5.3. Моделирование бизнес-процессов,case-технологии
- Традиционные способы разработки моделей
- Сущность структурного подхода
- Особенности объектно-ориентированного подхода
- Интегрированные подходы к разработке моделей
- Модели бизнес-процессов и информационные системы
- 5.4. Понятие о стандарте моделирования бизнес-процессовIdef
- Принципы моделирования в idef0
- 5.5. Коротко оCase-средствах
- Литература
- Глава 6. Современный подход к качеству
- 6.1. Как информационные системы способствуют качеству
- Что такое качество?
- Чем информационные системы способствуют качеству
- Упрощение изделия и технологического процесса
- Аттестация
- 6.2.2. Идеология сборочного конвейера в управлении Материальное производство, информационное производство
- Сборочный конвейер и бюрократия
- Понимание процесса и его совершенствование
- Саморегулируемый процесс: полное изменение мира
- 6.2.4. Офис будущего на основе технологии "клиент-сервер" Гипотетический офис по продаже
- Взаимодействие революции в бизнесе и технической революции
- Сервер - слуга
- 6.2.5. Правила, услуги и автоматизация бизнеса
- Три слоя архитектуры и их назначение
- 6.3. Международный стандарт качестваIso9000 и информационные системы
- Iso во всем мире
- Европейские стандарты iso 9000
- Результаты внедрения се в сферу промышленности и торговли
- Как показать соответствие товара европейским директивам
- А. Контроль и сертификаты, выдаваемые производителем
- Б. Проверка товара нотифицированными органами
- Система качества
- Выбор системы качества Серия стандартов iso 9000
- Обобщение стандартов iso 9000
- Три базовых стандарта iso 9000
- Разработка и внедрение системы качества
- Стандарты iso серии 9000 и tqm
- Стандарты iso 9000 и tqm
- Литература
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе
- К. Гольдони
- 7.1. Разделение ресурсов и данных необходимость работы в сети
- 7.2. Системы поддержки индивидуальной работы и работы команд
- 7.2.1. ПрограммаMicrosoftNetMeeting
- Выполнение вызова
- Семейство продуктов Sametime
- Основные возможности и преимущества
- Преимущества Sametime для пользователей NetMeeting
- Идеальное решение для вашего бизнеса
- 7.2.3. Немного о дистанционном образовании
- 7.3. Фирма в глобальном информационном пространстве - Интернете
- 7.3.1. Создание глобального информационного общества История сети Интернет
- Что такое Интернет?
- Инфраструктура
- Точки входа в сеть
- Поставщики услуг
- Пользователи
- Интрасети
- 7.3.2. Интернет - новая среда делового общения Новая модель связи
- Потребители и поставщики: проблемы общения
- Компьютерная информационная гиперсреда
- Модель 1: Средства массовой информации
- Модель 2: Связь между абонентами
- Модель 3: Новая модель для компьютерной информационной гиперсреды
- Интерактивность
- Эффект присутствия
- 7.3.3. Сферы применения -бизнес и информация Четыре основные задачи бизнеса
- Проблема 1. Что делать?
- Проблема 2. Кому продать или у кого купить?
- Проблема 3. Где взять средства?
- Проблема 4. Кто есть Кто?
- Информационные задачи: ключевые этапы
- Маркетинг в Интернете Маркетинг товаров и услуг
- Исследование рынка
- Позиционирование товара
- Работа с поставщиками
- Наблюдение за конкурентами
- Организация закупок
- Контроль себестоимости
- Общение с клиентами
- 7.3.4. Программы поиска информации в Интернете
- 7.3.5. Немного о перспективе
- "Капитализм без трений"
- Ненавязчивый вид сервиса
- Литература
- Глава 8. Учитесь управлять
- 8.1. Управление: наука, искусство, удача или ...?
- 8.1.1. Научный метод в управлении Происхождение и центральный пункт науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- 8.1.2. Менеджеры и информационные системы в принятии решений Человеческий элемент
- Люди как информационные процессоры
- Человек как блок принятия решений
- Процесс принятия решений
- Стадии принятия решений
- 8.1.3. Индивидуальные и групповые модели принятия решений Индивидуальные модели принятия решений
- Организационные модели принятия решений
- Бюрократические модели
- Политические модели организационного выбора
- Модель "мусорного бака"
- 8.1.4. Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и средой
- Межуровневые коммуникации в организациях
- Коммуникации руководитель - подчиненный
- Коммуникации между руководителем и рабочей группой
- Неформальные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Обратная связь и помехи
- Современные информационные технологии в коммуникациях
- 8.2. Психологические аспекты работы команды
- Перечень ролей по р. Бейлсу Роли, способствующие выполнению задания:
- Роли, важные для сотрудничества в группе и ее развития:
- Роли, затрудняющие сотрудничество в группе и ее развитие:
- Классификация ученых по Гоу и Вудсворту
- Классификация по Селье
- 8.3. Деловые компьютерные игры в обучении менеджеров
- История развития деловых игр
- 8.4. Деловая компьютерная игра Дельта
- Информация для принятия решений
- Цели и методы реализации стратегического управления
- Стратегии развития предприятия
- Методы управления предприятием Планирование маркетинга
- Политика цен
- Совершенствование управления и использование финансовых ресурсов
- Помощь в планировании
- Проведение игры
- Литература
- Приложения Приложение 1. Перечень некоторых наиболее популярных программных продуктов
- Приложение 2. Глоссарий
- Приложение 3. Список аббревиатур
- Содержание
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент 6
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры 31
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы 58
- Глава 4. Составление бизнес-плана 87
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое 107
- Глава 6. Современный подход к качеству 133
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе 159
- Глава 8. Учитесь управлять 186
- Грабауров Владимир Александрович информационные технологии для менеджеров
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12