logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Спектр организационных изменений

Информационные технологии могут приводить к различным степеням организационного изменения, в пределах от возрастающего к далеко идущему. Рис. 5.2 показывает четыре вида структурных организационных изменений, которые опираются на информационные технологии: автоматизацию (1), рационализацию (2), реинжиниринг (3) и смену устремлений (4). Каждый несет различную награду и риски.

Наиболее распространенная форма организационного изменения с помощью ИТ - автоматизация. Первые приложения информационной технологии предполагали помощь служащим, чтобы решать их задачи более разумно и эффективно. Калькуляция платежей и регистраторы платежной ведомости, предоставление прямого доступа кассиров к отчетам депозита клиента, развитие общенациональной сети резервирования авиарейсов - все это примеры ранней автоматизации.

Несколько более глубокая форма организационного изменения - первая, которая следует сразу из автоматизации, - рационализация процедур. Автоматизация часто показывает "узкие" места в производстве и наводит порядок в процедурах и сложных структурах. Освобождение от иррациональности процедур - рационализация стандартной техники эксплуатации, устранение очевидных "узких" мест так, чтобы автоматизация могла делать технику эксплуатации более эффективной.

Малые Большие

Изменения

Рис. 5.2. Четыре вида структурных изменений посредством ИТ

Более серьезный тип организационного изменения - реинжиниринг (перепроектирование) бизнеса, в котором деловые процессы анализируются, упрощаются и повторно разрабатываются. Реинжиниринг базируется на радикальном переосмыслении бизнес-процессов и деловых процедур, используемых, чтобы произвести изделия и услуги с намерением радикально уменьшить затраты бизнеса. Деловой процесс - набор логически связанных задач, выполняемых для достижения определенного делового результата. Некоторые примеры деловых процессов: производство нового изделия, заказ товаров от поставщика или выполнение и оплата рекламаций страхования. При использовании информационных технологий организации могут переосмысливать деловые процессы и направление их движения, чтобы улучшить скорость, обслуживание и качество. Реинжиниринг бизнеса реорганизует трудовые процессы, комбинирует шаги, чтобы сократить отходы и устранение повторяемых, интенсивных бумажных потоков (иногда новый проект полностью устраняет некоторые виды работ). Это намного эффективнее, чем рационализация процедур, требует нового видения того, как процесс должен быть организован.

Рационализация процедур и реинжиниринг бизнес-процессов ограничены определенными частями бизнеса. Новые информационные системы могут в конечном счете влиять на природу всей организации, фактически трансформируя то, как организация выполняет бизнес или даже непосредственно природу бизнеса. Например, "Schneider National" использовала новые информационные системы, чтобы создать конкурентоспособную по потребностям службу перевозки и развивать новый побочный бизнес, управляющий материально-техническим снабжением для других компаний. Система инвентаря "Stockless Baxter" преобразовала "Baxter" в рабочего партнера с больницами и в менеджера клиентских поставок. Это очень большое количество радикальных изменений формы бизнеса названо сменой устремлений (Paradigm Shift). Смена устремлений подразумевает переосмысление природы бизнеса и непосредственно природы организации.

Организационные изменения несут риск и награду. Наиболее распространенные формы организационного изменения - автоматизация и рационализация. Эти относительно небольшие и медленно меняющиеся стратегии приводят к скромным доходам, но связаны с небольшим риском. Быстрое и более всестороннее изменение, подобно реинжинирингу и смене устремлений, приносит высокую награду, но предполагает реальную возможность неудачи.

Смена устремлений и реинжиниринг часто терпят неудачу, потому что обширное организационное изменение очень трудно организовать. Тогда почему так много корпораций производят такую радикальную перемену? Потому что награда в равной степени высока (см. рис. 5.2). Во многих фирмах смена устремлений и перестройка стратегии достигают ошеломляющего увеличения "на порядок" их дивидендов (или производительности). Именно реинжиниринг бизнес-процессов стал одной из главных форм взаимодействия информационных технологий и бизнеса в 90-х годах, поэтому рассмотрим его подробнее.