logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

1.4. Специфика ситуации в странах бывшего ссср

В экономическом образовании в странах бывшего СССР ситуация существенно отличается от положения в развитых странах. Существует несколько основных объективных причин.

Наша экономика не стала по-настоящему рыночной, и поэтому к нам в какой-то степени дошла только революция в информационных технологиях, а революция в бизнесе пока отстает. Но даже в информационных технологиях развитие происходит однобоко: компьютеры перестали быть экзотикой, но доступ в Интернет пока ограничен, и мы еще не вошли в единое образовательное и экономическое пространство.

Наше общество в отличие от развитых стран не имеет достаточной количественной информации по своему социально-экономическому положению. Здесь сказываются недостаток достоверных данных и отсутствие опыта в экономико-математическом моделировании и принятии решений на основе количественного анализа данных.

Система образования оказалась еще более инерционной, чем общество. Вместо политэкономии, использовавшей вербальные методы, сейчас начали преподавать экономику, базирующуюся на математике, статистике и информационных технологиях. Но преподаватели с экономическим образованием 10-20-летней давности оказались в основном не готовы к такому переходу. В результате образовалась пропасть между экономическими дисциплинами, с одной стороны, и математикой, статистикой и информационными технологиями, с другой стороны.

В качестве средства для радикальных преобразований экономического образования выступают информационные технологии. При этом достигается многосторонний эффект.

1. ИТ обеспечивают доступ в единое экономическое и образовательное пространство.

2. ИТ являются носителями современных методов менеджмента, таких, как Total Quality Management, Business Process Reengineering, Decision Support System, и других благодаря взаимосвязи двух революций: в ИТ и в бизнесе.

3. ИТ используются как мост между экономикой и математикой (статистикой), так как существенно облегчают использование сложного аппарата.

4. ИТ способствуют согласованию наших экономических методов с общемировыми.

Рассмотрим специфику стран бывшего СССР в области экономического образования более подробно.