logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Три слоя архитектуры и их назначение

Слой

Ответственность

Функции

Аналог служащим

Документа

Понятный, эффективный интерфейс

Представление, навигация, манипулирование и анализ

Руководители высшего звена

Правил для бизнеса

Политика: правила и эвристические

процедуры

Принятие решений, проведение политики, координация ресурсов

Руководители среднего звена

Базы данных

Согласованные, защищенные данные

Согласованность, секретность, целостность и безопасность

Клерки

В верхней части находится слой документа, о котором так же часто говорят и думают, как о слое "приложений рабочего стола". Слой документа ответствен за обеспечение интерфейса пользователя для всей системы. Название этого слоя вызывает больше всего нареканий. Пользователи думают о программах, запускающихся на их рабочих столах, как о приложениях или инструментальных средствах. Однако разработчики всей системы думают о правилах бизнеса и компонентах баз данных тоже как о частях приложения. При окончательном анализе основа для именования слоя вращается вокруг того, что действительно представляется пользователю на экране, - документов. Документ может быть формой, графиком, пояснительной запиской либо куском электронной почты.

Документы отвечают за понимаемость и эффективность. Понимаемость - это представление информации в ясной форме; предоставление возможности пользователю контролировать компьютер без изучения сложных команд. Приложения также должны помогать людям выполнять работу быстро - это и есть эффективность.

Понимаемость и эффективность очень нужны, но что дают людям документы? Функцией слоя документа является обеспечение интерфейса пользователя для всей системы. Внешне интерфейс пользователя относят к оформлению оконного интерфейса приложения, мыши, легкости использования и другим стилистическим соображениям. Все это достаточно важно, но слой документа отвечает за большее.

Рис. 6.4. Электронный стол в архитектуре приложений

В общем, слой документа преобразует персональный компьютер в электронный рабочий стол (рис.6.4). Два других слоя вводят информацию в этот рабочий стол, и он, получая информацию, становится тем, с чем придется работать пользователю. Именно то, что слой документа дает возможность пользователю работать с данными и изменять их, и делает системы "клиент-сервер" столь полезными для пользователей. В отличие от терминала, который просто предоставляет данные, контролируемые удаленным компьютером, слой документа делает возможным наличие компьютера на рабочем столе. Этот компьютер не только выводит информацию и позволяет пользователю вводить данные в различных формах, но и дает возможность работать со всей доступной этому слою информацией, используя соответствующие персональные инструментальные средства. Возможность применять электронные таблицы, системы обработки текстов и другие средства для манипулирования информацией после ее поступления на слой документа очень привлекательна для пользователей.

Слой правил бизнеса отвечает за политику организации. Политика -это нечто большее, чем просто правила. Правило является точным выражением, обычно в форме "если, то... ". На практике же многие решения, которые приходится принимать на уровне правил бизнеса, не имеют столь четкой формы. Программы этого слоя основываются на эвристических процедурах. Эвристическая процедура - это линия поведения, которую часто формулируют в вероятностных терминах. Например, если заказчик оплачивает большую часть счетов своевременно, ему можно позволить немного повысить кредит. Слова большую и немного не позволяют превратить это утверждение в точное правило. Тем не менее, легко представить процесс (обеспечения) правил бизнеса, который проводит подобную политику, используя комбинации процентного анализа, анализа тенденций и, от случая к случаю, запросов на вмешательство человека. Итак, слой правил бизнеса отвечает за правила и эвристические процедуры и реализует правила и эвристические процедуры в форме решений в трех обширных категориях.

1. Формальные решения подразумевают точные запросы на проверку полномочий. Лежит ли эта транзакция в пределах кредита, отведенного клиенту? Может ли заказ быть отправлен в четверг? Выделит ли компания 7500$ на финансирование покупки конкретного автомобиля? В этих случаях процесс на уровне правил бизнеса принимает определенное решение или отвечает на поставленный вопрос.

2. Решения по проведению политики подразумеваются и являются безоговорочными. Хотя вопрос могли и не задавать, слой правил бизнеса все равно принимает определенные безусловные решения. Вот несколько примеров решений проведения политики:

3. Решения по координации и управлению ресурсами также подразумеваются и являются безоговорочными. Вот несколько примеров решений по управлению ресурсами, которые составляют слой правил бизнеса:

Слой управления базой данных ответствен за поддержание согласованности и защищенности информации. Хорошо разработанный слой управления БД поддерживает защиту информации и согласованность данных, одновременно обеспечивая хорошую производительность.

Защита данных. Основная забота слоя управления БД - обеспечение секретности и сохранности данных. Система никогда не должна случайно терять информацию, которая в ней содержится. Вот зачем нужны тщательно продуманные процедуры по дублированию информации, дорогие накопители на магнитных лентах и запоминающие устройства сверхбольшой емкости. Кроме того, этот слой должен следить за тем, чтобы доступ к той или иной информации получали исключительно те, у кого есть на это полномочия.

Согласованность данных. Согласованность гарантирует, что президенту корпорации не придется в гневе метаться по кабинету, что вице-президенты корпорации получат идентичные ответы на одни и те же вопросы, когда они изучают какую-либо проблему, а множество файлов и таблиц будет объединено естественным и осмысленным образом. Следовательно, еще одной очень важной функцией слоя управления БД является поддержка согласованности информации в системе.

Иными словами, слой управления базой данных обеспечивает осмысленность информации, которая в ней хранится. Для достижения этой цели слой управления БД обязан сделать информацию доступной, когда в этом есть необходимость, принимать новую информацию только от людей, уполномоченных вносить изменения, и форматировать новые данные в согласованном с имеющейся информацией виде.