logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Разработка и внедрение системы качества

Основная цель системы качества состоит в том, чтобы обеспечить условия, при которых все операции и процессы на предприятии планировались и выполнялись строго определенным образом, а на предприятии имелись четко определенные инструкции выполнения этих операций и процессов и хорошо налаженные каналы обмена информацией.

Рис 6.6. Уровни соответствия стандартов ISO 9001, 9002 и 9003

В соответствии с ISO 9000 система качества есть "организационная структура, должностные обязанности, процедуры, процессы и ресурсы для обеспечения управления качеством".

Стандарты ISO 9001 - 9003 содержат конкретные спецификации относительно того, какие элементы должна включать система качества предприятия. Ядром системы качества на предприятии является руководство по качеству. Оно включает:

Разработка и внедрение системы качества - сложный и длительный процесс. Он предполагает целенаправленное движение предприятия по пути последовательного увеличения степени соответствия требованиям ISO 9000 и в конечном итоге прохождению аттестации (рис. 6.7). Следует сразу отбросить иллюзии по поводу того, что внедрение системы качества ISO 9000 можно осуществить, проведя одноразовую кампанию.

Разработка системы качества начинается с описания и документирования существующего положения дел на предприятии (модель КАК ЕСТЬ), а также выбора целевой модели КАК БУДЕТ, которая соответствует выбранному стандарту из серии ISO 9000.

Затем необходимо разработать план управления реорганизацией предприятия. Следует отметить, что практически невозможно осуществить реорганизацию так, чтобы сразу перейти от модели КАК ЕСТЬ к модели КАК БУДЕТ. Поэтому предполагается, что предприятие в процессе реорганизации будет достигать некоторых промежуточных состояний (промежуточные модели 1 .М), каждое из которых является все большим приближением к целевой модели. Сам процесс перехода предприятия в новое состояние также может быть описан некоторой моделью, которая включает такие типовые шаги, как изменение организационной структуры, разработка новых внутренних положений и инструкций, обучение персонала и т.п.

Рис. 6.7. Процесс внедрения системы качества

Планирование реорганизации предприятия позволяет сделать этот процесс более управляемым, точно оценивать затраты на осуществление реорганизации и соотносить эти затраты с возможностями предприятия, а также точно оценивать получаемый выигрыш.

Разработка системы качества ISO 9000 связана, как правило, с внесением изменений в организационную структуру предприятия, в ее основные функциональные процессы, с созданием руководства по качеству, других нормативных документов, т.е. фактически реинжиниринг бизнес-процессов предприятия. О реинжиниринге более подробно см. в разд. 5.2. Для того чтобы эффективно управлять такого рода изменениями, необходимо максимально полно использовать мировой опыт: разработанные для этого подходы, методы и программные средства.

Основным отличием подхода к оценке качества ISO 9000 от нашего ОТК является то, что если ОТК оценивает качество товара после его изготовлена, то ISO 9000 оценивает систему управления предприятием, где этот товар производится, т.е. ISO 9000 является логическим следствием подхода Total Quality Management.