Стандарты iso серии 9000 и tqm
Сертификация системы качества организации на соответствие ISO 9000 не означает сертификации продукта, выпускаемого этой организацией. В ряде европейских стран, когда производитель (в рекламных целях) пытается представить результаты своей сертификации как сертификацию продукта, он наказывается государством. Следует всегда помнить, что сертификация на соответствие стандарту серии ISO 9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен выпускать продукт с тем качеством, которое поставщик предварительно обещает потребителю. Вместе с тем сертификация системы качества минимизирует, но не исключает риск потребителя в получении некачественной продукции при изготовлении определенной партии или конкретного экземпляра продукции.
В то же время работа производителя в условиях TQM позволит не только избежать конфликтных ситуаций между поставщиком и потребителем, учитываемых стандартами ISO серии 9000, но и в зависимости от точки зрения производителя на различные элементы стратегии TQM позволят ему успешно конкурировать на рынке.
Известные специалисты в области качества Деминг, Джуран и Кросби выдвинули ряд, состоящий из 10 - 14 шагов, или пунктов (см. разд. 6.2.1), которые, по их мнению, обеспечат конкурентоспособность качества. Учитывая, что некоторые из этих шагов, или пунктов перекликаются или являются составными частями других пунктов, Джон Рэббит и Питер Бергх объединили их в семь успешных факторов качества [2]:
1) фокус на потребителя (customer focus);
2) фокус на процесс и его результаты (Process versus results focus);
3) управление участием/ответственностью (management + commitment / responsibility);
4) непрерывное улучшение (continuos improvement);
5) проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20 % (less then 20% of problems caused by workers);
6) проведение измерений (performance measures);
7) постоянно действующие сквозные функциональные советы (cross functional councils create constancy), представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.
Стандарты качества предназначены в первую очередь для защиты каждого индивидуального потребителя, которому безразлична точка зрения поставщика на концепции TQM, но он хочет иметь максимальную гарантию того, что поставляемый ему продукт качественный, т.е. соответствует тому, что обещает поставщик. Такую гарантию и обеспечивают стандарты ISO серии 9000.
Сертификация организации на соответствие стандартам ISO серии 9000 создает доверие потребителя к процессу производства и сервиса, а также уверенность в том, что он получит продукт того качества, которое ему обещали. Помимо этого работа производителя в соответствии с ISO 9000 способствует снижению его затрат, улучшению качества и сокращению сроков поставки продукта потребителю. Как уже отмечалось ранее, сам по себе стандарт ISO 9000 не создает всего этого чуда, но является фундаментом для успешного решения возникающих проблем. Хотя стандарты качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между потребителем и производителем, устранении различных помех международной торговли и распространении культуры качества, следует помнить, что они, отражая базовую модель системы качества в рассматриваемый период времени, не могут охватить все аспекты качества. Дело в том, что перевод основных концепций TQM в корпоративную культуру и отношения производителя с потребителем усложняют характеристику компании так, что большая часть вопросов ее деятельности, как было показано в предыдущих главах, является неосязаемой и, таким образом, не может быть оценена объективными критериями стандартов. Кроме того, TQM динамична, в то время как любой стандарт, по определению, статичен, несмотря на то, что он может совершенствоваться, изменяясь в соответствии с возрастающими требованиями к конкурентоспособному качеству, как это показано на рис.6.8.
Рис. 6.8. Необходимость усовершенствования стандартов при опережающем росте качества
Как видно из рис.6.8, модификация стандартов качества несколько запаздывает от конкурентоспособного качества, и чтобы оставаться на рынке, производитель вынужден опережать требования стандарта, в чем и помогает ему работа в условиях TQM, в то время как существующие стандарты качества являются узаконенной базой его взаимоотношений с потребителем и субподрядчиками при конфликтах.
Рис. 6.9. Путь компании от выживания до лидерства на рынке
Действующие стандарты качества, и в частности ISO 9000, находятся в самом начале процесса эволюции качества (рис. 6.9) в рассматриваемый период времени, обеспечивая сертифицированной организации стабильность и минимум возможностей для выживания в условиях современного рынка. Чтобы утвердиться и преуспевать на рынке (как видно из рис. 6.9), необходимо постоянное улучшение качества. Сертификация на соответствие ISO 9000, являясь отправной точкой любого производителя, создает условия для дальнейшего улучшения качества. Для этого в соответствии, например, с KAIZEN [2] необходимо ставить конкретную цель и постепенно продвигаться к ней. С целью поощрения этой работы в новой (1994 г.) версии ISO 9000 имеется п. 4.3 "Периодический анализ контрактов" (Contract review), в котором в отличие от прежней (1987 г.) версии предусмотрена тендерная система (tender system), предусматривающая конкурсную систему заключения контрактов. В этом случае из всех предложений фирм в ответ на объявленный тендер выбирают обычно пять фирм, предложивших свои услуги, которые и допускаются к тендеру. После пилотной демонстрации, т.е. когда одна из этих пяти фирм первой продемонстрировала возможности выполнения требований тендера, решается вопрос о том, кому отдается контракт. Тендерная система заключения контрактов стимулирует производителя работать по системе KAIZEN, чтобы иметь возможность быть конкурентоспособным и выиграть тендер. В то же время стандарт ISO 9004, описывая базовую систему качества, также говорит об улучшении качества. Но это требование стандарта не является обязательным, так как носит описательный характер. Поэтому конкурентоспособное качество определяет сам производитель без каких-либо стандартов.
Пути улучшения качества и совершенствования продукта, полученного в результате процесса, дает только модель TQM. Безусловно, если система качества производителя сертифицирована в соответствии с ISO 9000, то это помогает в конкурентной борьбе, ибо потребитель больше доверяет сертифицированному поставщику. Но когда в конкурентной борьбе участвуют сертифицированные поставщики, то выигрывает производитель с конкурентоспособным качеством, который постоянно работает над его улучшением, например по KAIZEN. В этом случае нужно четко представлять ситуацию (внутреннюю и внешнюю), в которой находится предприятие, чтобы путем сравнения и анализа подготовить предложения для KAIZEN.
Кто может оценить ситуацию на предприятии? Собственный (внутренний) аудитор или внешний? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Если предприятие только начинает работу по сертификации на соответствие ISO 9000, то лучше пригласить специалиста-консультанта.
Если же предприятие сертифицировано и, проводя работу по улучшению системы качества, хотело бы представить результаты своей работы на премию качества, оно может воспользоваться собственными силами для оценки своей работы. В этом случае подразумевается, что в соответствии с KAIZEN цели поставлены в цифровых показателях работы по качеству и имеется возможность их измерять. Другими словами, производителем установлены контрольные точки и пути замера результатов в них. Кто в этом случае должен произвести замеры и оценки? Вполне очевидно, что наилучшим образом эту работу могут выполнить люди, хорошо знающие контролируемый процесс, т.е. непосредственно работающие в этом процессе и являющиеся сотрудниками предприятия. В этом случае важную роль начинает играть самооценка (самоконтроль). Когда Комитетом по премии рассматривается вопрос о присуждении премии качества, то он знакомится с предприятием, уже проведшим самооценку. Самооценка, включающая в себя самоконтроль, является первым и необходимым шагом по пути улучшения системы качества предприятия. Самооценка играет центральную роль в TQM (рис. 6.10). Стандарты серии ISO 9000 рассматривают только две составляющие модели, представленной на рис. 6.10: самооценку и голос процесса. В этом также состоит отличие моделей, рассматриваемых в TQM и ISO 9000. Формальные отличия ISO 9000 и TQM приведены в табл. 6.4. Некоторые из них следует пояснить.
Рис. 6.10. Центральная роль самооценки в TQM
Таблица 6.4
- Серия "Прикладные информационные технологии"
- С.В. Черемных рецензент
- К читателю
- Введение
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент
- 1.1.XxIвек - век информатики
- Томас а. Стюарт, 1997 Возрастающая мощность информационных технологий
- Передача данных, работа с сетями: увеличение глобальной дистанции ит
- Работа в веке информации
- Работник знания
- Командная работа
- В любое время, где у годно
- Конкурентоспособная деловая окружающая среда
- Изменяющаяся современная деловая окружающая среда
- Появление глобальной экономики
- Преобразование индустриальных экономик
- Преобразование делового предприятия
- 1.2. Информационные технологии и информационные системы
- Что такое информационная система?
- Деловой взгляд на информационные системы
- 1.3. Новые возможности управляющих информационных систем в менеджменте
- 1.3.1. Системы поддержки принятия решений (DecisionSupportSystem)
- 1.3.2. Исполнительные информационные системы (ExecutiveSupportSystem)
- 1.3.3. Переработка руды данных (DataMining)
- Добыча данных может использоваться для ...
- 1.3.4. Искусственный интеллект (ArtificialIntelligence)
- 1.3.5. Экспертные системы (ExpertSystems)
- Примеры экспертных систем
- 1.3.6. Нейронные сети (Neural Networks)
- 1.3.7. Виртуальная реальность (VirtualReality)
- 1.3.8. Системы поддержки работы группы (GroupSupportSystems)
- 1.3.9. Географические информационные системы (GeographicalInformationSystem)
- Бизнес принимает gis
- На чем базируются географические технологии
- 1.4. Специфика ситуации в странах бывшего ссср
- 1.4.1. От "авось" до проверки ответов на вопрос: " что будет, если?"
- 1.4.2. Как преодолеть пропасть между экономикой и математикой?
- 1.4.3. Проблемы согласования с внешним миром
- 1.4.4. Информационные технологии не панацея, но все же
- Литература
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры
- М. Фоллет
- 2.1. Взаимосвязь организаций и информационных систем Организации и информационные системы
- Что такое организация?
- Меняющаяся роль информационных систем
- Четыре эры информационных технологий в управлении
- Сущность информационных систем
- Почему организации создают информационные системы
- Как информационные системы влияют на организации
- Экономические теории
- Поведенческие теории
- Расширяющаяся область действия информационных систем
- Системный взгляд Что такое система?
- Организации как системы
- Новые возможности для преобразования организаций
- Отделение работы от месторасположения
- Финансовая компания
- Увеличение гибкости организаций
- Переопределение организационных границ и электронная торговля
- Реорганизация трудовых процессов
- Изменяющийся процесс управления
- 2.2. Виды информационных систем в организации
- Шесть главных типов систем
- Шесть главных типов информационных систем, необходимых для четырех уровней организации
- Характеристики процессов информационных систем
- Системы диалоговой обработки запросов (tps)
- Системы работы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы (mis)
- Характеристика управляющих информационных систем
- Системы поддержки принятия решений (dss)
- Что такое системы поддержки принятия решений?
- Dss как философия
- Различия между dss и mis
- Характеристики dss: что означает поддерживать решения
- Компоненты dss
- Характеристика систем поддержки принятия решений
- Исполнительные системы (ess)
- Связь систем друг с другом: интеграция
- 2.3. Роли менеджеров и информационные системы в управлении Роль менеджеров в организации
- Классические описания управления
- Поведенческие модели
- Управленческие роли и поддержка информационных систем
- Новая роль информационных систем в организациях
- 2.4. Менеджеры и системы поддержки управления
- Системы поддержки управления (Managerial Support Systems)
- Что нужно для управления
- Характеристики возможностей ит-фондов
- Управляющие роли ит
- Изменение роли старшего ис-менеджера
- Восемь задач для ис-организации
- 2.5. Стратегическая роль информационных систем в менеджменте
- Что такое "стратегическая информационная система"?
- Стратегические возможности информационных технологий
- Новый способ конкурировать
- Новые организационные формы
- 2.6. Немного о первоочередных задачах руководителя фирмы и о роли информационных технологий в их решении
- Литература
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы
- П. Дракер
- 3.1. Попытка разобраться в ворохе данных
- Формализованные данные
- Частично формализованные данные
- Неформализованная информация
- 3.2. Использование статистических пакетов для ответов на вопросы
- Куда движется фирма? Построение тренда (направленности)
- От чего зависит успех фирмы? Многомерный факторный анализ
- Какова чувствительность прибыли (зарплаты) к ...?
- Эффективны ли нововведения? Однофакторный анализ
- Результаты испытаний влияния уровня заработной платы на производительность труда
- Каким фирмам можно доверять? Кластерный анализ
- Данные об инвестиционных фондах
- 3.3. Коротко о популярных статистических пакетах:Statistica,Statgraphics Несколько слов о системе statistica
- Statgraphics Plus for Windows-общие и уникальные свойства
- 3.4. Оценка внешней среды
- Противостоящие конкурентные силы
- Дифференцирование изделия
- Сосредоточенное дифференцирование
- Развитие тесных связей с клиентами и поставщиками
- Удешевление производства
- Стратегии использования Интернета
- Использование маркетинговых методов
- План маркетинга
- Аудит маркетинга
- Сегментация рынка
- Стратегии сегментации
- Краткое содержание стратегического плана маркетинга
- 3.5. Оценка внутренних возможностей фирмы и выработка стратегии управления Выбор целей и стратегий маркетинга
- Позиция продукта и политика маркетинга
- Стратегия управления 4х р
- Стратегия управления 4 х р
- 3.6. Краткая характеристика пакетаMarketingExpert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Expert
- Сегментный анализ
- Swot-анализ
- Portfolio-анализ
- Анализ риска и неопределенности
- Оптимальное ценовое планирование
- Алгоритмы прогнозирования
- Литература
- Глава 4. Составление бизнес-плана
- 4.1. Немного о производственном процессе и его обеспечении
- 4.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- Производственная деятельность
- Календарный план
- Финансы
- 4.3. Если Вы обращаетесь к западным инвесторам, нужно, чтобы они Вас понимали
- Инвестиции и их классификация
- Разработка базисных планов
- Характеристика окружающей среды
- План маркетинга
- План производства
- Расчет производственных затрат
- Инвестиционный план
- Финансовый план
- Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)
- Балансовая ведомость (Balance Sheet)
- План денежных потоков (Cash-Flows)
- Анализ эффективности проекта
- Анализ безубыточности (Break-even Analysis)
- Статические методы в инвестиционном анализе
- 4.4. Использование информационных систем для бизнес-планирования
- Динамические методы в инвестиционном анализе
- Анализ чувствительности проекта в условиях высокой инфляции
- 4.5. Краткая характеристика пакетаProjectExpert
- Эффективные средства описания внешней среды предусматривают:
- Сетевой график проектов включает в себя:
- План маркетинга включает в себя:
- Производственный план включает в себя:
- Формирование и использование капитала включает в себя:
- Представление финансовых результатов предусматривает, что:
- Эффективное средство для реализации сценарного подхода представляет собой
- Особенности системы Project Expert
- Финансовая модель компании
- Отчетность в соответствии с Международными стандартами
- Анализ проекта
- Работа с группой проектов
- Формирование бюджета
- Связь с другими программами
- Литература
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое
- Питер Дракер
- 5.1. Запланированные организационные изменения системы
- Присоединение информационных систем к бизнес-плану
- Информационный план системы
- Установление информационных потребностей организации
- Анализ предприятия (системы делового планирования)
- Стратегический анализ или критические факторы успеха
- Критические факторы успеха и цели организаций
- Развитие систем и организационные изменения
- Как информационные технологии могут преобразовать организации
- Возможности ит и их организационное воздействие
- Спектр организационных изменений
- Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering)
- Шаги в эффективном реинжиниринге
- 5.2. Реинжиниринг и информационные технологии ит как необходимое условие процесса инновации
- Основные понятия реинжиниринга бизнес-процессов
- Понятие "деловой процесс", или "бизнес-процесс"
- Стратегическое планирование
- Описание бизнес-архитектуры организации
- Функциональное моделирование деловых процессов
- Метрики эффективности деловых процессов
- Функционально-стоимостной анализ деловых процессов
- Временной анализ деловых процессов
- Роль информационных технологий в реинжиниринге
- Новые ит, изменяющие правила работы компаний
- 5.3. Моделирование бизнес-процессов,case-технологии
- Традиционные способы разработки моделей
- Сущность структурного подхода
- Особенности объектно-ориентированного подхода
- Интегрированные подходы к разработке моделей
- Модели бизнес-процессов и информационные системы
- 5.4. Понятие о стандарте моделирования бизнес-процессовIdef
- Принципы моделирования в idef0
- 5.5. Коротко оCase-средствах
- Литература
- Глава 6. Современный подход к качеству
- 6.1. Как информационные системы способствуют качеству
- Что такое качество?
- Чем информационные системы способствуют качеству
- Упрощение изделия и технологического процесса
- Аттестация
- 6.2.2. Идеология сборочного конвейера в управлении Материальное производство, информационное производство
- Сборочный конвейер и бюрократия
- Понимание процесса и его совершенствование
- Саморегулируемый процесс: полное изменение мира
- 6.2.4. Офис будущего на основе технологии "клиент-сервер" Гипотетический офис по продаже
- Взаимодействие революции в бизнесе и технической революции
- Сервер - слуга
- 6.2.5. Правила, услуги и автоматизация бизнеса
- Три слоя архитектуры и их назначение
- 6.3. Международный стандарт качестваIso9000 и информационные системы
- Iso во всем мире
- Европейские стандарты iso 9000
- Результаты внедрения се в сферу промышленности и торговли
- Как показать соответствие товара европейским директивам
- А. Контроль и сертификаты, выдаваемые производителем
- Б. Проверка товара нотифицированными органами
- Система качества
- Выбор системы качества Серия стандартов iso 9000
- Обобщение стандартов iso 9000
- Три базовых стандарта iso 9000
- Разработка и внедрение системы качества
- Стандарты iso серии 9000 и tqm
- Стандарты iso 9000 и tqm
- Литература
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе
- К. Гольдони
- 7.1. Разделение ресурсов и данных необходимость работы в сети
- 7.2. Системы поддержки индивидуальной работы и работы команд
- 7.2.1. ПрограммаMicrosoftNetMeeting
- Выполнение вызова
- Семейство продуктов Sametime
- Основные возможности и преимущества
- Преимущества Sametime для пользователей NetMeeting
- Идеальное решение для вашего бизнеса
- 7.2.3. Немного о дистанционном образовании
- 7.3. Фирма в глобальном информационном пространстве - Интернете
- 7.3.1. Создание глобального информационного общества История сети Интернет
- Что такое Интернет?
- Инфраструктура
- Точки входа в сеть
- Поставщики услуг
- Пользователи
- Интрасети
- 7.3.2. Интернет - новая среда делового общения Новая модель связи
- Потребители и поставщики: проблемы общения
- Компьютерная информационная гиперсреда
- Модель 1: Средства массовой информации
- Модель 2: Связь между абонентами
- Модель 3: Новая модель для компьютерной информационной гиперсреды
- Интерактивность
- Эффект присутствия
- 7.3.3. Сферы применения -бизнес и информация Четыре основные задачи бизнеса
- Проблема 1. Что делать?
- Проблема 2. Кому продать или у кого купить?
- Проблема 3. Где взять средства?
- Проблема 4. Кто есть Кто?
- Информационные задачи: ключевые этапы
- Маркетинг в Интернете Маркетинг товаров и услуг
- Исследование рынка
- Позиционирование товара
- Работа с поставщиками
- Наблюдение за конкурентами
- Организация закупок
- Контроль себестоимости
- Общение с клиентами
- 7.3.4. Программы поиска информации в Интернете
- 7.3.5. Немного о перспективе
- "Капитализм без трений"
- Ненавязчивый вид сервиса
- Литература
- Глава 8. Учитесь управлять
- 8.1. Управление: наука, искусство, удача или ...?
- 8.1.1. Научный метод в управлении Происхождение и центральный пункт науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- 8.1.2. Менеджеры и информационные системы в принятии решений Человеческий элемент
- Люди как информационные процессоры
- Человек как блок принятия решений
- Процесс принятия решений
- Стадии принятия решений
- 8.1.3. Индивидуальные и групповые модели принятия решений Индивидуальные модели принятия решений
- Организационные модели принятия решений
- Бюрократические модели
- Политические модели организационного выбора
- Модель "мусорного бака"
- 8.1.4. Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и средой
- Межуровневые коммуникации в организациях
- Коммуникации руководитель - подчиненный
- Коммуникации между руководителем и рабочей группой
- Неформальные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Обратная связь и помехи
- Современные информационные технологии в коммуникациях
- 8.2. Психологические аспекты работы команды
- Перечень ролей по р. Бейлсу Роли, способствующие выполнению задания:
- Роли, важные для сотрудничества в группе и ее развития:
- Роли, затрудняющие сотрудничество в группе и ее развитие:
- Классификация ученых по Гоу и Вудсворту
- Классификация по Селье
- 8.3. Деловые компьютерные игры в обучении менеджеров
- История развития деловых игр
- 8.4. Деловая компьютерная игра Дельта
- Информация для принятия решений
- Цели и методы реализации стратегического управления
- Стратегии развития предприятия
- Методы управления предприятием Планирование маркетинга
- Политика цен
- Совершенствование управления и использование финансовых ресурсов
- Помощь в планировании
- Проведение игры
- Литература
- Приложения Приложение 1. Перечень некоторых наиболее популярных программных продуктов
- Приложение 2. Глоссарий
- Приложение 3. Список аббревиатур
- Содержание
- Глава 1. Революция в информационных технологиях и менеджмент 6
- Глава 2. Организации, информационные системы и менеджеры 31
- Глава 3. Анализ данных о рынке и о положении фирмы 58
- Глава 4. Составление бизнес-плана 87
- Глава 5. Преобразование отсталого предприятия в передовое 107
- Глава 6. Современный подход к качеству 133
- Глава 7. Менеджер и фирма в информационном обществе 159
- Глава 8. Учитесь управлять 186
- Грабауров Владимир Александрович информационные технологии для менеджеров
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12