logo search
Информационные технологии для менеджеров - Грабауров В

Введение

Эта книга об информационных технологиях и их влиянии на менеджмент в эпоху формирования глобального информационного общества. Информационные технологии оказывают все большее влияние на различные стороны нашей жизни, в том числе на экономику. В развитых странах проходят одновременно две революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг другу. В результате под воздействием информационных технологий сначала появились методы эффективного управления предприятием - всеобщее управление качеством (Total Quality Management), а затем преобразования предприятий - реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) и многие другие.

В нашу страну революция в информационных технологиях приходит относительно быстро. В это же время экономика совершает поворот от централизованной к рыночной. Но такой слаженности взаимодействия двух революций у нас пока нет. В экономическом образовании продолжают сказываться последствия преподавания политэкономии вместо Экономикса. Идеологизированная политэкономия не использовала ни математики, ни статистики, ни компьютеров. За исторически короткий промежуток - 10 лет многим преподавателям экономических дисциплин и экономистам со стажем было трудно их освоить. Помочь разобраться в возможностях информационных технологий для экономического образования и для действующих менеджеров предназначена эта книга.

О сильнейшем всепроникающем влиянии информационных технологий на бизнес на Западе подмечено давно, а теперь это происходит и в нашей стране. В 1997 г. издательство "Финансы и статистика" выпустило в свет книгу A.M. Карминского и П.В. Нестерова "Информатизация бизнеса", которая сыграла заметную роль в осмыслении научно-технического прогресса в области информационных технологий и их влияния на развитие бизнеса. Но этого в данный момент уже мало. За прошедшие 4 года появились эффективные информационные технологии, рожденные самой жизнью, развитием бизнеса в том числе. Назрела и необходимость еще большей интеграции решаемых в этой сфере проблем с самыми новейшими информационными технологиями. Данная книга отличается от книги A.M. Карминского и П.В. Нестерова прежде всего тем, что в ней сконцентрировано внимание именно на менеджменте и нашли отражение достижения информационных технологий за прошедшие годы.

Так как в книге речь пойдет об информационных технологиях, менеджменте и менеджерах, сначала определимся с терминологией.

Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи начали появляться различные вариации: "информационные и коммуникационные технологии", "компьютерные информационные технологии" и др. В настоящей книге под информационными технологиями будем понимать современное звучание, т.е. интеграцию компьютеров, электроники и средств связи.

С легкой руки американцев английское слово "менеджмент" стало известно почти каждому образованному человеку. В упрощенном понимании менеджмент-это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент - по-русски "управление" - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях (Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992). С точки зрения Гарвардской школы бизнеса, понятия "менеджер" и "лидер" не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего – эффективно, с наименьшими потерями, реализовать увиденную цель.

Итак, где же стык между информационными технологиями и менеджментом?

Менеджеру все время приходится принимать решения в условиях большой неопределенности: инфляция, пляшущий валютный курс, изменение налоговых и правовых условий работы, да и конкуренты не дремлют. Над менеджером все время висит вопрос "что, если?". Компьютеры могут быстро и хорошо просчитывать варианты и давать, таким образом, ответы на всевозможные вопросы типа "что, если?". В этом, пожалуй, одно из главных преимуществ компьютера над человеком.

Но это не означает, что теперь вместо менеджеров все решения будут принимать компьютеры. По закону Грида "компьютерная программа выполняет то, что вы приказали ей делать, а не то, что вы хотели, чтобы она делала" . Да и Пятый закон ненадежности гласит: "Человек может ошибиться, но окончательно все запутать может только компьютер". Поэтому компьютеры выступают в роли консультантов, соответствующие информационные системы называются системами поддержки принятия решений, а принятие решений остается за менеджером.

Спектр воздействий информационных технологий на менеджмент чрезвычайно широк, и в одной книге непросто описать все аспекты. Фактически приходится делать выбор: всего понемножку или более глубоко остановиться на главном. Автор понимает, что его позиция может быть подвергнута критике, и все же делает свой выбор.

Так как литературы общего назначения (Windows, MS Office, Internet) для пользователей компьютеров выпущено и продолжает выпускаться довольно много, то в данной книге эти вопросы практически не затронуты. Основное внимание уделено описанию возможностей информационных технологий в бизнесе и их влиянию на организации и роль менеджеров.

В первых двух главах описываются происходящие под воздействием информационных технологий изменения, а остальные главы - это попытки дать ответы на вопросы, возникающие у руководителя фирмы, озабоченного обеспечением эффективности управления.

Рассмотрено использование информационных технологий для решения этих вопросов: оценка внешнего окружения, проведение маркетинговых исследований, создание бизнес-планов, обеспечение качества выпускаемой продукции, преобразование предприятия. При этом иногда более подробно описываются не только компьютерные программы, но и современные методы, которые пока не получили у нас широкого распространения:

Некоторое внимание уделено специфическим проблемам менеджера в глобальном информационном обществе: руководству работой команд, участники которых находятся в разных местах, и новым условиям существования фирмы в эпоху Интернета: что принципиально нового привнес Интернет в бизнес.

В серьезной проблеме обучения умению управлять рассмотрены возможности информационных технологий и затронута такая специфическая область, появившаяся в результате компьютерной революции, как использование деловых компьютерных игр для формирования навыков управления.

Информационные технологии обладают следующими свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера, так как они:

Помимо концептуальных моментов и описания некоторых пока не очень распространенных методов в книге есть ссылки на компьютерные программы, имеющиеся на российском рынке. Для удобства читателей список этих программ помещен в приложении. Там же находятся глоссарий и перечень сокращений.

Мы оказались в информационном веке столь внезапно, и информационные технологии развиваются так стремительно и затрагивают настолько глубоко и широко сферы интересов менеджера, что в отдельной книге просто невозможно описать их воздействие, к тому же за время подготовки рукописи к печати наверняка появятся новые достижения. Поэтому автор понимает, что по многим направлениям взаимодействия информационных технологий и бизнеса должны быть написаны и уже создаются более глубокие книги, и эта работа только начинается.

При написании книги учитывался опыт чтения лекций в Белорусском государственном экономическом университете и других вузах, а также опыт развитых стран, с которым автору удалось познакомиться во время стажировки в США.

В заключение автор выражает глубокую благодарность профессорам С.В. Черемных и В.В. Дику, взявшим на себя труд внимательно ознакомиться с рукописью и сделавшим ряд ценных замечаний, способствовавших улучшению книги.