logo
Макроэкономика Грязновой

Человек-новатор

Й. Шумпетер указывал, что предпринимательские способности - это фактор экономического роста, отмечая, что они становятся источником нестандартных решений, которые обеспечивают своевременную переструктуризацию производства, корректировку его масштабов, исходя из меняющихся требований рынка. Тем самым предприниматель выступает как новатор и ускоряет экономическое развитие.

Йозеф Шумпетер (1883-1950) - выдающийся экономист, который не может быть отнесен ни к одной экономической школе, настолько своеобразны его взгляды. Он внес большой вклад в изучение проблем экономического развития, включая такие аспекты, как экономическая динамика (кризисы, циклы, экономический рост), воспроизводство, будущее капиталистической экономики как системы и другие. Его важнейшая работа так и называется "Теория экономического развития". Шумпетер считал, что переход экономической системы от статического равновесия к динамическому развитию в первую очередь определяется внедрением инноваций. Скачкообразное развитие экономики объясняется инновационными волнами. При жизни теория Шумпетера не была воспринята широкими кругами экономистов, поскольку он опередил свое время.

Иновационный тип экономического развития требует особых качеств у работников самого разного уровня. Для осуществления инноваций требуется человек - новатор, способный к такого рода деятельности. Дж.Н.Ландрам на основе исследования деятельности ряда выдающихся предпринимателей-новаторов (Т.Эдисона, Б.Гейтса, Т.Тернера, А.Мориты, С.Хонды и других) выделяет черты, присущие им:

Новаторство требует и особого типа мышления, способности видеть проблемы по-новому. Э.Боно, в этой связи, сравнивает творческое и новаторской (креативное) мышление: "Взгляд с разных сторон значительно отличается от творческого мышления. Я довольно много работал с деятелями искусства. Творческие работники оказались не слишком способными смотреть на проблему художественного плана "с разных сторон". Мастера искусств, несомненно, необходимы для общества, т.к. их манера восприятия отличается от образа мышления других людей, однако художник тоже может быть ограниченным рамками своего канала восприятия. Он не обладает гибкостью мышления, характерной для человека, который способен взглянуть на проблему с разных сторон, постоянно изменяя методики мышления и по-новому анализируя ситуацию". 33