logo
Макроэкономика Грязновой

Воздействие налога на объем национального производства

C,J,G

C+J+G

C1+J+С

Объем национального производства

Рис. 3

Изменения в налогообложении вызывает сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Например, Т (налог) – 20 ед., МРС – ¾, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора.

Потребительские расходы уменьшаются на величину Т х МРС и, соответственно, уменьшают равновесный объем производства на J

, где налоговый мультипликатор Мт будет равен

В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием мультипликатор сбалансированного бюджета: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, рост налогов на 20 единиц вызывает уменьшение дохода на 20 единиц и потребительских расходов на 15 ед. МРС = ¾). Национальный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мультипликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 единиц вызывает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен ). Чистый прирост национального продукта равен 20=Т = G.

Фискальная политика используется для регулирования статилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема.

Разновидность дискреционной фискальной политики

Спад, депрессия

Подъем, инфляция, вызванная избыточным спросом

Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика

Увеличение государственных расходов

Уменьшение государственных расходов

1

1

Снижение налогов

Увеличение налогов

2

2

Сочетание 1 и 2 – движение в направлении бюджетного дефицита

Сочетание 1 и 2 – ориентация на положительное сальдо государственного бюджета

3

3

Недискре

ционная

Рис. 4