logo
Макроэкономика Грязновой

Ценовые факторы ad

При объяснении убывающего характера кривой AD указывают три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка тем ниже, при прочих равных условиях величина совокупного спроса предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на деньги взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Повышение уровня цен (P)  увеличивает спрос на деньги (md)  растет процентная ставка (r)  уменьшается совокупный спрос (AD)

Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.

Вторая причина – эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью например, счета в банках или облигации.

Повышение уровня цен (P)  ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (m/p)  уменьшению потребления (C)  уменьшению совокупного спроса (AD)

Соответственно падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877-1959), отсюда и название – эффект Пигу.

Третья причина – эффект импортных закупок или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары произведенные в данной стране становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом) а следовательно растет совокупный спрос.

Все три эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки в нашей стране одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно и совокупного спроса. Причем их величина препятствуя инвестициям способствовала переходу экономики к «квазиденьгам», взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства современной России.

Что касается эффекта Пигу, то в послереформенной России накопилось немало как позитивных так и негативных примеров. Так, негативные последствия для богатства населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 году следствием которой стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявилась в 2000-2001 г.г., когда при относительной стабильности цен и росте доходов произошел рост совокупного спроса и экономический рост.

Третья причина – рост импортных закупок. Граждане России отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда цены на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно стабильными. Рост импорта уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно и национальный доход и совокупный спрос. Ситуация изменилась на противоположную после дефолта 1998 г., и девальвации рубля когда увеличение цен на импорт привело к его сокращению, к росту совокупного спроса и национального дохода.

Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кривой AD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.

Рис.2.