logo
Макроэкономика Грязновой

Теория ппс и регулирование валютного курса

сли анализируется валютный курс как сопоставление паритетов покупательных способностей национальных денежных единиц, то в таком соотношении получает отражение уровень развития мировой валютной системы и уровень национального валютного регулирования, состояние и развитие рынка капиталов. Однако, при определении паритетов покупательной способности валют в начале ХХ века, как правило, было принято сопоставлять только товарную потребительскую корзину, что всегда давало возможность привести возражения против такого сопоставления. Например, то, что практически невозможно найти даже две страны с совершенно одинаковым набором потребляемых товаров, т.к. на потребление влияют кроме всего прочего традиции, климатические условия, мода, привычки населения конкретной страны, поэтому такая оценка будет иметь ограниченную достоверность.

Практическое использование теории ППС для прогнозирования валютных курсов осложняется многообразием методов расчета паритета покупательной способности, которые дают разные результаты.

Наиболее часто встречающейся проблемой является то, что при расчете индексов цен традиционно страны придают конкретным товарам разные веса. Так, например, при росте цены на кофе во всем мире, для стран, где кофе входит в индекс с большим весом, индекс вырастет относительно больше, чем в тех странах, где его вес мал.

w i*, wi* * pi* = r * wi * pi ,

где wi, wi* - веса товара i в выбранной

корзине товаров и услуг,

p i* , p - индексы цен в рассматриваемых странах.

wi* * pi*

отсюда валютный курс r = ----------------------------

wi * pi

В качестве индексов цен в этой формуле паритета покупательной способности обычно используются такие общепринятые индексы как индекс потребительских цен, индекс оптовых цен, дефлятор ВВП. Сторонники использования теории ППС считают обязательным условием для ее применения является включение в корзину товаров и услуг только ликвидных, полностью идентичных товаров, для торговли которыми не существует барьеров и ограничений, а все дополнительные затраты по транспортировке и другие издержки не включаются в цену товара

Именно такой подход использует журнал “Экономист” (The Economist), когда каждый год публикует равновесные валютные курсы, рассчитанные при условии, если бы Биг Мак в ресторанах Мак-Дональд’с продавался бы по одной цене во всех странах мира, где такие рестораны находятся, т.е. “биг-мак индекс”(“Big Mac Index”) (См. таблицу 1) Теоретически, учитывая, что гамбургер состоит из стандартных пищевых компонентов, то во всех странах он должен продаваться приблизительно по одной цене, в соответствии с законом единой цены, но в реальности происходит нарушение этого закона и существуют значительные отклонения валютных курсов от паритета покупательной способности.

Таблица №17.1