logo
Макроэкономика Грязновой

Производство чугуна, стали и цемента в 1929, 1932 годах

(млн.т)

Германия

Великобритания

США

1929

1932

1929

1932

1929

1932

Чугун

13,2

3,9

7,7

3,6

44,2

8,9

Сталь

16,0

5,6

9,8

5,3

57,3

13,8

Цемент

7,0

2,8

4,8

4,3

29,5

13,2

Источник. Империализм ФРГ. Институт общественных наук при ЦК СЕПГ. М.: Издательство политической литературы. 1973.

Катастрофическое снижение объема производства в большинстве стран мира породило массовую безработицу. Для облегчения бедственного положения трудящихся правительства США, Англии и Швеции стали применять такие инструменты регулирования, как программы общественных работ, замораживание уровня заработной платы, выдачу пособий по безработице.

Невозможность преодоления кризиса с использованием традиционных подходов становилась все более очевидной. На это указывали многие экономисты, предпринимающие усилия по разработке новых инструментов анализа. В 1931 году английский экономист Р.Кан обосновал эффективность организации общественных работ в борьбе с безработицей14. Согласно утверждению Р. Кана, существует мультипликативная связь между начальным увеличением инвестиций и первоначальной занятостью рабочих, которая может породить впоследствии вторичную, третичную и т.д. занятость.

Политика занятости, проводимая государством в период депрессии, способствует активизации других производственных процессов, вызывает занятость в смежных отраслях экономики.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду расходы из государственного бюджета, направленные на организацию и финансирование общественных работ. По этому поводу от замечал с иронией: «…если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало бы их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли…, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, (это) привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т.п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего»15.

Аналогичные идеи выдвигались шведскими экономистами Б.Улиным и Э. Линдалем, немецким экономистом Ганом и другими. Система была создана Кейнсом. Наиболее развернуто она представлена в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

«В истории было лишь несколько случаев, когда к такой трудной для понимания науке, как теоретическая экономия, был проявлен интерес широких кругов общественности. До настоящего времени двумя характерными примерами того, как сложные понятия органически входят в распространенную идеологию были невидимая рука провидения Адама Смита и теория прибавочной стоимости Карла Маркса. В таких случая экономическая теория зачастую использовалась в интересах тщательного теоретического обоснования для считавшихся желательными социальных мероприятий. Это особенно характерно для критических моментов в жизни общества, когда раздаются настойчивые требования к действию. Теоретик, способный дать ответы на животрепещущие вопросы, часто провозглашается героем. Такова была счастливая доля Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), чье влияние на общественное мнение оказалось самым сильным после Смита, Рикардо и Маркса. Сторонники «Нового курса» ухватились за теорию Кейнса в целях оправдания своих действий. Сам Кейнс обладал весьма счастливой способностью видеть направление исторического развития и не прочь был намекнуть, что история по существу развивается по Кейнсу. В 1935 г. он писал Джорджу Бернарду Шоу: « Я полагаю, что книга по экономической теории, которую я пишу, в значительной степени революционизирует… отношение в мире к экономическим проблемам…». И он, конечно, был прав.

Основная работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», влияние которой можно сравнить лишь с влиянием «Капитала» Маркса и «Богатство народов» Смита, показала, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры. Экономическая теория Кейнса была положительно встречена потому, что он сумел выразить общепризнанные идеи блестящим языком принципов».16

Кейнс одним из первых западных экономистов обратил внимание на неспособность рыночного механизма к саморегулированию. Основная предпосылка кейнсианства – отсутствие в условиях господства монополий действенной саморегуляции экономики. Поскольку рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможность поддерживать свою жизнеспособность, следовательно, необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации.

Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования, по мнению Кейнса, является неспособность к обеспечению полной занятости на рынке труда и несправедливое распределение доходов. Поэтому государство во избежания дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе, должно разработать программу занятости, социальной защиты безработных и помощи беднейшим слоям населения.

Важным направлением в деятельности государства является проведение такой финансово-кредитной политики, которая бы создавала предпринимателям выгодные условия для вложения капиталов в образование дополнительных рабочих мест.

Необходимо отметить, что в основе построения кейнсианской модели занятости находятся принципиально иные условия.

Во-первых, Дж.М.Кейнс рассматривает краткосрочный период, в котором факторы производства не являются взаимозаменяемыми.

Во-вторых, экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Рынок труда наиболее несовершенен.

В-третьих, цена рабочей силы (заработная плата) – жестко фиксированная величина. Это объясняется существованием в реальной экономике институциональных факторов, препятствующих гибкому изменению заработной платы (наличие коллективных договоров и влияние профсоюзов).

Согласно условиям кейнсианской модели, цена труда не может выступать в роли регулятора рынка. Эта роль становиться прерогативой государства. Уменьшая или увеличивая совокупный спрос, государство способно устранить неравновесие на рынке труда. Спрос на рабочую силу регулируется не колебанием рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства.