logo
Макроэкономика Грязновой

Теория жизненного цикла продукта

В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским экономистом Р.Верноном.В основе этой концепция лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. Точно так же, как , в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.

На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.

На втором этапе по мере повышения спроса на продукт (что наблюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потенциальные общественные потребности сначала местного рынка, а затем и мирового) выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой продукции на экспорт возрастает. В начале спрос мирового рынка удовлетворяется поставками преимущественно из страны, которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может создавать филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии.

На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако поскольку рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке.

Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.

Необходимо отметить, что теория жизненного цикла товара отражает некоторые реально существующие взаимосвязи в мировом хозяйстве (например, лидерство США и, в меньшей мере, других стран с развитой рыночной экономикой в разработке и внедрении новых продуктов). Однако она может объяснить в целом достаточно ограниченный круг явлений. Так, имеется устойчивый спрос на сырьевые товары и некоторые продукты питания (в частности алкогольные напитки). Между тем их производство не может быть увеличено в сколько-нибудь значительных масштабах или перенесено в другие страны.

В

Многофакторность современных теорий торговли

ряде теорий международной торговли обращается особое внимание на достижение и поддержание конкурентных преимуществ, которые к настоящему времени уже достаточно подробно выявлены. Для обеспечения конкурентных преимуществ компании должны непрерывно внедрять в производство технические новшества и усовершенствования. Полем деятельности крупной компании становится все мировое экономическое пространство.

Основной упор в новейших теориях делается на анализе все возрастающей части международной торговли в виде внутрифирменной торговли в рамках транснациональных корпораций. Поэтому происходит определенное сближение форм и методов разработки и осуществления транснациональными корпорациями стратегии развития как внутри страны, так и в пределах мирового экономического пространства, которое разделено государственными границами.

Так, учитывая все возрастающее разнообразие номенклатуры производимой продукции в различных странах, считается, что для поддержания устойчивой тенденции к росту торговли стране достаточно иметь структуру производимой в ней продукции, отличную от структуры производства в других странах. Специализация на отдельных видах продукции обрабатывающей промышленности позволяет добиваться экономии на масштабах производства, которая, в свою очередь, обеспечивает выгоду от внешней торговли, поскольку позволяет предложить товары мировому рынку по конкурентоспособным ценам. К тому же само увеличение масштабов производства сверх внутренних потребностей заставляет производителей искать возможности сбыта за границей.

Теоретическое исследование причин включения стран в международное разделение труда показывает, что, по-видимому, не существует единой причины, порождающей стимулы к такому участию. В разные исторические периоды причины могли быть различными. Так, включение страны в колониальную торговлю происходило насильственным путем, что, однако, повлекло за собой трансформацию экономики, принявшую однобокий, уродливый, но тем не менее устойчиво воспроизводящийся характер.

Преодоление колониального наследия до сих пор остается сложной и трудноразрешимой проблемой для целого ряда стран. Опыт последних десятилетий свидетельствует со всей определенностью, что без участия в международном разделении труда нельзя обеспечить благоприятных условий для быстрого прогресса национальной экономики. Наибольшего успеха в целом добились те страны, которые ориентировались на более широкое и глубокое включение в международное разделение труда. Примером могут служить "новые индустриальные страны".

К участию в МРТ может стимулировать как рост внутреннего производства и ограниченность внутреннего потребления, с одной стороны, так и целенаправленная государственная политика поощрения экспортной ориентации хотя бы некоторых отраслей национальной экономики.