logo
Макроэкономика Грязновой

Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки – предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегия поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленная на достижение социально-экономических и политических целей можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Из российской практики:

Налоговые реформы 90-х гг. в России. Механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном отвечал потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения, происшедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990- 1991 годах, выявили его непригодность к использованию в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых началах.

Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку объективно нельзя было сразу отказаться от финансирования за счет бюджета целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сужением в связи с этим налоговой базы, а с другой - необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с весьма высокой по международным меркам налоговой ставкой, очень жесткий, негибкий режим налогообложения прибыли, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, а также отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уровня инфляции эффекта так называемого «инфляционного налога».

Блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую систему Российской Федерации, был принят в самом конце 1991 года; начиная с 1992 года они вступили в действие. С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой системы в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.

Пакет налоговых законов, принятых в конце 1991 года и введенных в действие, начиная с 1992 года, составивших федеральное налоговое законодательство, включает себя, прежде всего, базовый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определяющий общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Предусмотренные налоговой системой различные формы налоговых изъятий зависят от источников и видов доходов: прибыль, заработная плата, дивиденды и т.п.; объекта налогообложения (различные виды имущества, в том числе земля, другие виды недвижимости; товарно-материальные ценности, движение товаров за границу и т.д.); категорий плательщиков (юридические и физические лица; высокооплачиваемые и низкооплачиваемые работники; резиденты и нерезиденты и т.п.).

Приступая к реформе налоговой системы, была учтена исключительная болезненность для большинства бывших государственных предприятий процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада, кардинального изменения всей системы экономических приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного спроса, разрывами сложившихся хозяйственных связей, резким уменьшением государственного заказа, открытием внешних границ для товарной интервенции из-за рубежа, ценовым диктатом предприятий - производителей сырья и энергии, а также рядом других новых явлений, ставших характерными для экономической жизни России.

Для этого в рамках новой налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты (такие как налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня, использование в качестве базы налогообложения искусственно рассчитываемых «рыночных цен», обложение НДС так называемой «финансовой помощи» и штрафов, существование малооправданных с точки зрения создания эффективной конкурентной среды налоговых льгот и т.п.).

Для действующей в Российской Федерации в 90-е гг. налоговой системы характерны были следующие особенности: весьма высокий удельный вес косвенных налогов, которыми облагаются средства, расходуемые предприятиями и гражданами на потребление (налог на добавленную стоимость, экспортно-импортные пошлины и акцизные сборы, взимаемые по достаточно широкому кругу товаров), и относительно небольшая доля прямых налогов и сборов; ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени – на физических лиц; расширение базы налогообложения за счет привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических и физических лиц, а также введения ряда новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты как имущество, наследства, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие; введение на федеральном уровне широкого перечня разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения и т.д.

Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов в направлении совершенствования российской налоговой системы, которые нашли отражение в Налоговом Кодексе РФ. Проблема налогов в России является не только экономической, но и социально-политической. В современных условиях все промышленные предприятия всех форм собственности будут платить налог на прибыль по единой ставке в 24% (до того ставка налога на прибыль составляла 35%). Одновременно были отменены многочисленные налоговые льготы. В результате изменения с преобладанием фискальных целей привели к тому, что общее налоговое давление на прибыль акционерных обществ, крупных предприятий с участием иностранного капитала стало составлять за счет ряда обязательных сборов и налогов до 80-90 коп. с 1 рубля прибыли. Таким образом, у предприятий забирается большая часть (около 13%) валового внутреннего продукта страны, что снижает инвестиционные возможности предприятий.

Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц – 13%. Сторонники этого подхода считают это большим прогрессом и фактором. Который будет сдерживать увод доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения о введении в России корпоративного социального налога, т.е. перенесении налоговой нагрузки, связанной с образованием, здравоохранением и т.п. с физических лиц на предпринимательский сектор, что тоже чревато последствиями, учитывая значительные расходы на инвестиции.