logo
Макроэкономика Грязновой

Инфляционные ожидания

сли люди привыкли ждать роста цен и рассчитывать, что рост цен будет продолжаться и в будущем, то инфляция встраивается в ожидания

и сама себя подхлестывает. Потребители берут товары впрок, усиливая давление на рынок, производители закладывают ожидания в цену производимой продукции, идет цепная реакция. Конечно, нужна ясность правительственной политики: стабильные темпы роста денежной массы, положительное сальдо государственного бюджета и платежного баланса, обменный валютный курс должен отражать реальную картину в экономике. Инфляция может быть вызвана не только объективными причинами, но и субъективными факторами, обусловленными мощным воздействием государственной власти, недальновидной экономической политикой. По словам Л.Эрхарда «Инфляция не обрушивается на нас как проклятье или трагически роковое событие. Она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой».

Формы правления ифляцией Если инфляция - это не только нарушение денежного обращения, а экономическая болезнь всего экономического воспроизводства, результат макроэкономических нарушений, то рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которой ее определяют. Так, цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, в 1992 г. - в 26,1 раза. Однако существуют и другие признаки, формы проявления инфляции: 1) падение покупательной способности денежной единицы (так, в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в 2 раза, на 1 рубль можно было приобрести в два раза меньше товаров и услуг); 2) изменение валютных курсов (в августе 1998 г. 1 доллар стоил 6 рублей, в ноябре 1998 г. - 14,5 руб., в декабре 2001 г. - 29,3 руб., в январе 2002 г. - 30,6 руб.); 3) изменение условий предоставления кредитов (удорожание, сокращение сроков предоставления, в начале 90-х гг. кредиты предоставлялись в лучшем случае на 3 месяца, а чаще - на 1 месяц); 4) рост стоимости потребительской корзины (рост цен на основные товары первой необходимости - продукты питания, одежду, обувь, жилье, количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины) может колебаться от 25 в России до 400 в США. Необходимо отметить, что в развитых странах инфляцию трактуют еще шире. Сюда включают общую сумму затрат потребителя на приобретение, поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.