logo
Макроэкономика Грязновой

Биржа труда

Биржа труда является основным элементом инфраструктуры рынка труда и представляет собой специализированный государственный институт, осуществляющий посреднические функции на рынке рабочей силы. Как правило. В большинстве стран мира биржи труда - это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда. Наряду с государственной службой занятости функционируют негосударственные структуры: частные платные агентства, посреднические бюро занятости при профсоюзах, религиозных или молодежных организациях.

В нашей стране, например, получили развитие следующие негосударственные службы: биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов, служба занятости «Триза» и другие.

Современная биржа труда – это сложившаяся устоявшаяся структура, со свойственными ей функциями:

Рождение первых бирж труда относится к первой половине XIX века. В то время это были частные учреждения, занимающиеся в большей степени посредничеством между наемным работнмком и работодателем. С развитием рыночных отношений и активизацией роли государства в области регулирования рынка труда, деятельность бирж труда постепенно усложняется. Если раньше основная деятельность бирж была сосредоточена на выполнение ими пассивных функций (регистрация безработных и выплата пособий по безработице), то в дальнейшем биржи труда стали изучать спрос и предложение на рынке труда, предоставлять информацию о востребуемых профессиях, осуществлять профориентацию молодежи, организовывать переподготовку для лиц, желающих сменить профессию, то есть в их работе превалирующими стали активные функции.

Эффективность функционирования служб занятости в большей степени предопределяется наличием мощной информационной базы, находящейся в распоряжении. К примеру, в США с 1984 года действует общенациональный “банк рабочих мест” на всей территории страны, в котором систематизированы описательные характеристики вакантных мест и тех, кто ищет работу.

Создан единный банк данных по рынку труда в Швеции. Компьютеризация бирж труда позволяет получить самую свежую информацию о вакансиях и условиях предлагаемой работы по каждой профессии в любом уголке Швеции и в целом по стране.

Аналогичным образом обстоят дела с информационным обеспечением бирж труда и в других странах – в Германии, Англии, Франции, Канаде, Японии.

Однако, следует учитывать, что направления безработных биржами труда на вакантные места в фирмах нося рекомендательный характер, то есть предприниматели не обязаны принимать направляемых биржей труда работников. В связи с этим обстоятельством часть работников предпочитает не пользоваться услугами центров трудоустройства, а находить подходящую работу самостоятельно через отделы кадров предприятий, с помощью знакомых, или через рассылку по сети “Интернет” своих резюме в различные компании. Как правило от 15 до 40% безработных трудоустраиваются через биржи труда.

В России, в отличие от большинства стран с развитой рыночной экономикой, процесс формирования службы занятости имеет ряд особенностей.

Во-первых, служба занятости сразу была образована как централизованная государственная система на основе Закона о занятости, принятого в 1991 году.

Во-вторых, формирование центров занятости происходило на базе ранее функционирующих государственных бюро по трудоустройству с ипользованием ранее созданного материально-технического обеспечения, системы информации и кадров.

Чисто формальное преобразование отечественных бюро по трудоустройству населения в центры занятости нашло отражение в недостаточно эффективной деятельности последних. Основной акцент в работе российских бирж труда напрввлен на выполнении пассивных функций – регистрация безработных и выплата пособий. Активные функции, как наиболее действенные и продуктивные в решении проблемы занятости, менее ярко представлены в деятельности бирж труда в нашей стране.

По данным статистики за последние годы количество официально зарегистрированных безработных в России уменьшилось. Так, за период с июля 1999 по июль 2000 года число официально зарегистрированных безработных сократилось в 1,6 раза. Произошло снижение напряженности на рынке труда. Если в июле 1999 г. в расчете на одно свободное рабочее место приходилось в среднем 2,6 зарегистрированных безработных, то год спустя (август 2000 г.) – всего 1,1. Число вакансий практически сравнялось с количеством безработных.

В действительности ситуация на отечественном рынке труда выглядит не столь замечательно, как может показаться.

Вне всякого сомнения, в определенной степени снижение количества безработных связано с экономическим ростом в стране, предъявившем спрос на рабочие места в сфере отечественного бизнеса. Однако не менее важную роль в тенденции сокращения численности зарегистрированных безработных сыграла неудовлетворительная деятельность бирж труда.

Многие безработные не надеятся найти работу с приемлемыми для них условиями труда и оплаты через государственную службу занятости. Большинство безработных предпочитают не регистрироваться на бирже труда для получения пособия по безработице в связи с удручающим состоянием Государственного фонда занятости населения. В 1999 году общая задолженность по выплате пособий по безработице в нашей стране превысила 3,6 млрд. руб. В регионах с высоким уровнем безработицы пособия выплачивались нерегулярно и в основном в натуральной форме, активные программы занятости финансировались по-минимуму. Поэтому если в 1995 году на бирже труда регистрировался почти каждый второй безработный, то в 2000 году – лишь один из семи.

Можно назвать еще несколько причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости.

1. В настоящее время в России действует около 2500

бирж труда. Этого количества явно недостаточно для такой огромной страны, как наша. Часто население плохо информировано о территориальном расположении служб занятости. Многие биржи труда значительно удалены от населенных пунктов. В некоторых районах сельской местности расстояние до ближайшего центра занятости может превышать 80 км.

  1. Возможности бирж труда по трудоустройству ограничены. В первую очередь это связано с отсутствием действия “Закона об обязательной регистрации свободных рабочих мест работодателем”. Оследование промышленных предприятий, проведенное в 1997 году, показало, что подавляющее большинство руководителей не пользуются услугами центров занятости населения при поиске и найме рабочей силы. Директора не несут ответственности за неинформированность бирж труда при наличии вакантных мест на предприятии.

3. В последние годы в нашей стране увеличилось количество работников, находящихся в неоплачиваемых административных отпусках. Это позволяет администрации предприятий “сохранить” численность трудового коллектива и уйти от повышенного налогообложения фонда оплаты труда. Работники, формально числящиеся занятыми, фактически являются скрытыми безработными. Только по официальным данным в 1997 году уровень скрытой безработицы составил 8% трудоспособного населения.

  1. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в центр занятости невелика. Как правило размер выплачиваемого пособия является минимальным и составляет величину, значительно более низкую, чем прожиточный минимум.

Рассматривая государственные методы регулирования рынка труда, необходимо также учитывать особенности проведения политики занятости в различных странах. В настоящее время принято выделять несколько моделей стимулирования занятости.