logo
Макроэкономика Грязновой

Система выбора

аспределение «депутатских мандатов» сенаторских и президентских кресел, как известно, происходит посредством «выборов». Соответственно, порядок проведения выборов (особенно парламентских) во многом предопределяет перспективы консолидации политических движений и направленность экономической политики. Если говорить более конкретно, то с точки зрения укрепления партийной системы, имеют значение два параметра.

Во-первых, это количество «избирательных округов» (оно складывается исторически, соответственно примем его как экзогенную величину).

Во-вторых, немаловажен сам принцип распределения «депутатских мандатов» (этот параметр является эндогенным, так как его определяют сами законодатели).

Часто система выборов строится так, чтобы исход максимально отражал истинный «расклад политических сил». В этом случае устанавливается «пропорциональный принцип» распределения «парламентских кресел», в зависимости от процента набранных голосов. В условиях большого числа регионов, это не создает серьезных стимулов к объединению: в парламент попадают все партии, которые перешли «процентный барьер»71. Именно такая система действует в России. В сочетании с низкой процентной планкой (5% голосов избирателей в целом по стране), это приводит к многопартийности.

Изменение принципа формирования парламента или повышение процентного барьера могут существенно повлиять на ситуацию. Так, например, в США, место в парламенте от данного штата получает только победитель в местных выборах.

Это означает, что партия может получить 50% голосов в данном штате, но, тем не менее, не победить, так как другая партия получит вторые 50%. Такая система создает весомые стимулы для консолидации. Если даже представить себе, что перед очередными выборами в Америке о своем существовании заявили 10 или 20 партий, то высокий процентный барьер (50%) сразу оставит «за воротами» парламента бόльшую часть из них. Впоследствии, если сохранится такая система выборов, в США, скорее всего, все равно останется только две (2 число обратное 50%) мощных политических партии72.

Обобщая сказанное, можно прийти к определенному заключению. Как уже отмечалось выше, «сильные» политические системы ассоциируются с небольшим числом независимых субъектов. «Слабые», напротив, отличаются высокой фрагментацией. Выборы, проходящие по большому количеству округов (или с большим числом «мест» в округах73), либо организованные по пропорциональному принципу, являются «слабыми». Напротив, небольшое количество «округов», либо распределение мест в парламенте среди победителей местных выборов, позволяют сложиться сильной политической системе с небольшим количеством партий (Таблица 13.1). Оценивая количественную сторону проблемы, получим следующую картину:

Таблица 13.1

Схема проведения выборов и партийная система

Голосование по конкретным кандидатам

Партийное голосование (закрытые списки)

Сильная система

Несколько децентрализованных партий (США).

Наименее фрагментированная

Несколько централизованных партий (Великобритания).

Слабая система

Наиболее фрагментированная

Много децентрализованных партий (Бразилия).

Много централизованных партий (Нидерланды).

Примечание: Централизованная партия представляет собой жесткую иерархию и максимально приближается к модели «единого игрока». Напротив, децентрализованная партия имеет слабых лидеров, массу фракций, «инсайдеров» и т.д.