logo
Макроэкономика Грязновой

Экономические блага, не поступающие на рынок

ретьей важнейшей проблемой национального счетоводства является включение в национальный продукт товаров и услуг, не поступающих на рынок.

Речь идет прежде всего о трех категориях экономических благ:

  1. Продукции, производимой натуральными хозяйствами;

  2. Промежуточных продуктах, находящихся во внутрифирменном обороте;

  3. Экономических благах, производимых при самообслуживании.

Исторически самой большой частью нерыночных благ была продукция натуральных хозяйств. Во всех традиционных обществах основная часть экономических благ производилась и потреблялась в замкнутых, самообеспечивающихся хозяйствах (феодальное поместье, крестьянская община и т.п.), почти не имевших контактов с внешним миром и не вступавших в рыночные отношения. В наше время подлинное натуральное хозяйство можно встретить лишь у наиболее неразвитых племен Азии, Африки, Америки и Австралии. Однако элементы натурального хозяйства сохранились и в более развитых обществах. Скажем, до сих пор велика степень самообеспечения у жителей российской деревни (не случайно, российский сельский житель очень часто с гордостью описывает свое хозяйство как натуральное: У нас все свое: и картошечка, и молочко, и огурчики!). Не появляясь на рынке, такого рода продукция тем не менее может составлять значительную часть НП страны.

Большой спецификой отличаются и разнообразные полуфабрикаты и приспособления, находящиеся во внутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но как правило и не имеют точных рыночных аналогов. Ведь, скажем, готовые на 2/3 корабли никто никогда не предлагает к продаже (если не считать случаев вынужденного сбыта на лом - вспомним печальный конец недостроенного суперсовременного крейсера “Варяг”, гордости, а теперь и боли российской военной мысли). Тем не менее, если в определенном году крупный корабль был построен лишь на две трети, это, очевидно, не основание, чтобы совсем не учитывать его стоимости в размерах произведенного НП.

Наконец, крайне широка и разнообразна сфера самообслуживания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое другое, что принято называть “домашней работой”. А кроме того, каждый человек еще моется, причесывается, чистит ботики и т.п. Чтобы понять, насколько большая часть национального продукта изготовляется в процессе самообслуживания, достаточно спросить себя, во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными продуктами и услугами.