logo
Макроэкономика Грязновой

Внешние эффекты

Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица. Эффект может иметь материальную и психологическую формы. В экономической теории, прежде всего, изучают материальную форму эффекта.

Эффекты могут носить положительный или отрицательный характер. В первом случае потребление блага одним человеком связано с созданием положительного воздействия на окружающих лиц. Во втором случае – процесс обратный.

Для частных благ нередко характерно отсутствие положительных внешних эффектов. Это обусловлено тем, что в процессе потребления полезность блага распределяется только на самого потребителя, не затрагивая других лиц. Тем самым проис­хо­дит, как бы недопущение к использованию положительного эффекта тех потребителей, которые потенциально могли бы заплатить за пользование благом, но не сделали этого. Примеров таких множество: покупка и использование одежды, мебели, станков и т.д.

Производство подобных благ берет на себя частный сектор, поскольку принцип возможности отслоения потребителей (в зависимости от оплаты) делает такое производство выгодным. Необходимости участия государства в этом случае нет.

Внешние эффекты могут приносить также негативные издерж­ки для других лиц. Например, возникновение шума и загрязнения при использовании автомобиля вредят не только само­му потребителю, но и окружающим. Использование продуктов питания порождает серьезную проблему отходов. Нейтрализацию отрицательных внешних эффектов берет на себя государство, пос­кольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.

Что же касается общественных благ, то отрицательных внешних эффектов их потребление приносит сравнительно мало. Устранять их не нужно. Однако общество испытывает потребность в самих общественных благах, производством которых частный сектор не занимается. Причина сдержанности частных предпринимателей по отношению к производству данных благ следующая.

Положительные внешние эффекты при пользовании общественными благами распространяются на многих людей. Часто весьма сложно или чрезмерно дорого отделить одного потребителя (оплатившего благо) от другого (не сделавшего платежа). Поэтому рыночный механизм отказывается от производства данных благ. Финансирование их производства осуществляет государство, поскольку они нужны обществу.

Каким же образом осуществляется государством финансирование производства благ и устранение отрицательных внешних эффектов? Отчасти это происходит за счет средств государственного бюджета. В определенных случаях (при наличии острых финансовых проблем) государство стремится привлечь к оплате и частный сектор. Например, в связи с охраной окружающей среды государство побуждает с помощью своих экономических и правовых рычагов к участию в финансировании самих субъектов, порождающих данные издержки (произво­ди­телей или потребителей).

Интересна при этом методика финансовых действий. Она учитывает то, что рыночная цена частного блага содержит лишь внутренние издержки и не включает внешние. Поэтому цена данного блага, сложившаяся под влиянием только рыночного механизма, оказывается на относительно низком уровне, а его предложение из-за этого – на слишком высоком. С помощью же государственного налогообложения можно перевести (по крайней мере, частично) внешние издержки (т.е. отрицательные внешние эффекты) во внутренние. В итоге цена на благо повысит­ся, а спрос упадет. Автоматически уменьшается и объем внешних издержек. Собранные же путем налогообложения сред­­ства (если они не попадают в общий государственный бюд­жет, а остаются на местном уровне) могут быть использованы в целях финансирования мероприятий по улучшению окружающей среды (напри­мер, для строительства очистных сооружений).

Отметим еще одно свойство, характерное для государственных расходов. Они обладают возможностью автоматического антициклического приспособления. Гибкость состоит в данном слу­чае в том, что во время конъюнктурного подъема происходит автоматическое снижение государственных расходов, и наоборот. Наибольшим антициклическим действием обладают финансовые расходы государства по поддержанию безработных. В определенной степени это характерно и для других видов социальной помощи.

Техника такого реагирования состоит в следующем: во время высокой конъюнктуры повышаются платежи подлежащих обя­зательному страхованию лиц (что имеет контрактивный эффект), одновременно снижаются выплаты по безработице. В период же конъюнктурного спада вместе с ростом безработицы повышаются государственные выплаты на социальную поддержку. В то же время наблюдается сокращение отчислений от получаемых доходов на цели страхования. В этой реакции проявляется так называемый экспансивный эффект.