logo
Макроэкономика Грязновой

Потребление как составная часть ad

так, посмотрим внимательнее на компоненты совокупных расходов. Начнем со спроса на потребительские товары – важнейшей составляющей совокупного спроса (С). На потребление приходится, как правило больше 50% общей величины совокупного спроса. Эта величина колеблется по разным странам – от 68% в США до  52 в Швеции. Последний показатель сопоставим с российским  52%, но большие социальные программы в Швеции и их малый удельный вес в постреформенной России приводят к разным последствиям ситуацию с расходами на потребление населения, несмотря на схожесть показателей. Мы знакомились с потребительским спросом в курсе микроэкономики, определяя его как платежеспособный спрос, или как ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, богатство накопленное, традиции в обществе, уровень налогообложения.

Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков – от демографической ситуации и привычек до ставок процента по потребительским кредитам и ожидания инфляции. Однако со времен Дж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход.

Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди по разному тратят деньги. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени значимости это – питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование. При этом расходы бедных семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей растут расходы на одежду, отдых, развлечения, сбережения и т.п.