logo
Макроэкономика Грязновой

Субъекты региональной экономики

сновные субъекты региональной экономики – домашние хозяйства и фирмы, от их хозяйственных решений и взаимодействия зависит состояние и благополучие как региональной, так и национальной экономики.

Домашние хозяйства – это относительно обособленные хозяйственные единицы, в собственности которых находятся экономические ресурсы, которые снабжают экономику производственными факторами и взамен получают доходы. В противовес им, фирмы выступают как относительно обособленные хозяйственные единицы, в пределах которых происходит соединение факторов производства и осуществляется производство готовых продуктов или услуг с целью получения прибыли.

Взаимодействие домашних хозяйств и фирм осуществляется через систему рынков, прежде всего: рынок экономических ресурсов (рынок природных ресурсов, рынок капитала, рынок труда, рынок информации), а также рынок готовых товаров и услуг.

Домашние хозяйства всегда территориально локализованы, поскольку продают свой основной экономический ресурс - рабочую силу, как правило, в пределах определенного региона. Относительное территориальное сосредоточение домашних хозяйств объясняется:

  1. экономическими факторами, поскольку сокращаются издержки на передвижение к месту работы;

  2. низкой пространственной мобильностью трудовых ресурсов;

  3. юридическими факторами, ограничивающими миграцию рабочей силы (наличие определенных барьеров при трудоустройстве и пр.).

Деятельность фирм с точки зрения их территориального сосредоточения необходимо рассматривать в нескольких ракурсах. Как предъявители спроса на экономические ресурсы, предприятия всегда территориально локализованы, поскольку приближены к собственникам экономических ресурсов. Как поставщики продукции, фирмы обладают меньшей региональной локализацией, поскольку рынок сбыта рассредоточен по территории страны, а иногда и других государств, в случае включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность. Фирма как предъявитель инвестиционного спроса, приобретает инвестиционные товары не только на региональном, но также на общенациональном и мировом рынках.