logo
Макроэкономика Грязновой

Разделение властей

еонституциональная теория утверждает, что передача власти должна сопровождаться определенными механизмами, обеспечивающими ее надлежащее применение (т. е. соблюдение интересов того института, который наделил данного субъекта данными полномочиями). Один из основных инструментов, служащих для указанной цели - это разделение властей. Если все полномочия не сосредотачиваются в одних руках, то создается определенная конкуренция, взаимный контроль, и риск узурпации власти снижается. Исследователи выделяют два принципа разделения властей: функциональный и целевой.

Согласно первому, современное демократическое государство должно строиться таким образом, чтобы различные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная, были независимы друг от друга. Целевой принцип означает недопустимость контроля различных институтов власти со стороны одного субъекта или группы (например, какой-либо политической партии, влиятельной семьи и т.д.).

Данные принципы являются необходимым и достаточным условием для создания механизма разделения властей. Это означает, что одна и та же политическая группа, объединенная общими интересами, не должна одновременно контролировать и законодательную, и исполнительную власть, либо обе палаты парламента, либо президентский пост и суды. Кроме того, указанные властные структуры не должны выстраиваться в иерархию, т.е. непосредственно подчиняться друг другу. Государства, которые придерживаются названных принципов разделения властей и проводят свободные выборы, мы будем считать демократическими.