logo
Макроэкономика Грязновой

Узкий подход

торонники узкого подхода к идентификации созданных экономических благ (в нашей стране он известен главным образом в марксистской версии, но вообще имеет долгую историю, восходя еще к физиократам) ограничивают НП в основном совокупностью произведенных вещей. То есть, чтобы считаться частью национального продукта, товар должен быть материализован в неком физическом объекте, который легко увидеть, пощупать, взвесить и т.п., то есть самым наглядным образом убедиться в реальности его существования. Преимущество узкого подхода состоит в том, что он определяет бесспорную нижнюю границу произведенного в стране НП. Если товары созданы в данном периоде, то они вне всякого сомнения поступают в народнохозяйственный кругооборот.

Очевидный же недостаток узкого подхода состоит в том, что он игнорирует практически все10 услуги. Концертное исполнение песни, например, не материализуется ни в какой вещи. В ту же секунду, как смолк голос певца, оно без следа растворяется в воздухе. Включать такую “нематериальную” субстанцию в объем национального производства сторонники узкого подхода считают неверным. Они полагают, что певец не только не создает НП, но, напротив, живет за счет перераспределения в свою пользу материальных благ, созданных другими: ест хлеб, выращенный крестьянами; носит одежду, пошитую рабочими и т.д.

Подобный негативизм по отношению к услугам выводит из состава НП торговые, финансовые, многие бытовые услуги (например, услуги парикмахерских), всю сферу образования и здравоохранения, науку, общественные услуги (оборону, правосудие) и многое другое. В наше время в этот же список не учитываемых в рамках узкого подхода благ добавились информационные и коммуникационные услуги, вся быстро растущая сфера услуг для бизнеса (маркетинг, консалтинг, аудит и т.п.).

В итоге складывается почти абсурдная ситуация: от 1/2 до 3/4 населения развитых стран занято именно в сфере услуг, значительную часть всей совокупности экономических благ, которые производятся в стране, также составляют услуги. И все это не считается производством национального продукта!

Отметим, что для нашей страны выбор подхода к подсчету НП не был абстрактной теорией. В советскую эпоху узкий подход считался единственно верным. Соответственно, отрасли экономики, не производившие товары-вещи, постоянно находились в небрежении. Печально знаменитые очереди в советских магазинах были следствием не только товарных дефицитов, но и нехватки самих магазинов - государство не желало развивать “непроизводительную” сферу торговли, равно как и многие другие отрасли сферы услуг.

П