logo
Макроэкономика Грязновой

История институционализма

режде чем стать одной из ведущих научных школ институционализма прошел трудный путь становления. Динамизм, с которым сегодня прогрессирует институциональное направление, впечатляет. Однако этого не наблюдалось на более ранних стадиях его развития. Завоевав репутацию оригинальной теории почти целое столетие назад, институционализм до последнего времени не мог претендовать на стопроцентную «научность». Родоначальники школы, среди которых наиболее известны Т. Веблен, Коммонс, У. Митчел и Дж. Гелбрейт, выдвинули несколько революционных идей и предложили новый подход, который был основан на роли институтов в экономике. Это позволило им выявить ряд интересных закономерностей и противоречий, характерных для капиталистической системы. Тем не менее прошли годы напряженной исследовательской работы, прежде чем институционалисты смогли представить полновесную научно-исследовательскую концепцию и органично влиться в «основное течение» экономической мысли63.

Представители новой волны институционализма продвинулись гораздо дальше своих предшественников. Об этом свидетельствуют нобелевские премии Дж. Бьюкенена, Р. Коуза и Д. Норта .

Институциональные подходы в экономике неоднородны, можно выделить два основных направления институционалистов.

С одной стороны, «новый» институционализм, который продолжает традиции «старого» (американского) институционализма, находится на позициях приоритетности социальной среды, или «институтов» по отношению к человеку. «Новый» институционализм рассматривает человека, который в своем поведении зависит от внешней среды, находится под ее влиянием. Такой подход в экономической теории получил название методологического холизма. ( Холизм – греческое holos целое – принцип подчинения части целому).

С другой стороны, неоинституционализма, который опирается на метод неоклассической школы, названный методологический индивидуализм. Неоинституционалисты объясняют экономические и социальные явления с позиций отдельного человека, анализируя в первую очередь действия отдельных людей, агентов.

В целом институциональная школа, основываясь на самостоятельных принципах, позволила создать ряд теорий, по-новому отражающих экономические процессы (схема 13.2).