logo
Макроэкономика Грязновой

Регулирование цен

Самое трудное направление антиинфляционной политики регулирование цен. Как свидетельствует мировой опыт, некоторые развитые страны, например. Западной Европы, в условиях сильной инфляции после второй мировой войны вводили административное регулирование цен, которое охватывало от 15 до 50 % розничного товарооборота.

Иногда применялась крайняя мера - блокирование роста цен на отдельные товары, например, во Франции во второй половине 1950-х и 60-х годов, в Италии, Нидерландах, Испании, США - в 70-х годах. На Западе эти меры не играли существенной роли в сдерживании инфляции. Однако государство пытается контролировать ценовую политику монополий в рамках антимонопольного законодательства.

В России государственное регулирование, в частности цен, почти не практикуется. Лишь во время августовского кризиса 1958 г. в некоторых регионах были попытки ввести пределы повышения цен в пределах 10-20 % при росте цен на 43,5 % в августе-сентябре.

Одним из антиинфляционных факторов стали попытки регулирования государством цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Они практически не повышались в 1998-1999 гг. Сохранение стабильных цен на газ с конца 1996 г. по октябрь 1999 г. обеспечили сравнительно невысокий их рост в электроэнергетике (на 20,7 % для промышленных потребителей в 1999 г. в основном под влиянием повышения оптовых цен в ноябре). Определенную роль в сдерживании роста цен в нефтяном комплексе сыграли государственные меры (в третьем квартале 1999 г.) по обеспечению поставок отдельных видов нефтепродуктов и повышение экспертных пошлин на них в 2-4 раза. Другой пример: регулируемые транспортные тарифы на перевозки грузов растут медленнее (в 1999 г. на 10-15 % на железнодорожном транспорте), чем нерегулируемые (на 40-60 % процентов).

Следовательно, в условиях несовершенной рыночной конкуренции необходимо разумное сочетание рыночного и государственного регулирования цен.