logo
Макроэкономика Грязновой

Преодоление бюджетного дефицита

В России важное место в антиинфляционной стратегии занимает преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса. В их числе: неисполнение бюджета, финансирование расходов в произвольном объеме, секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реальных бюджетных доходов; нецелевое использование бюджетных средств; слабый контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Как свидетельствует мировой опыт, рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса.

Важной задачей антиинфляционной политики является реальное уменьшение бюджетного дефицита. В России он составил 3,6 % ВВП в 1997г., 3,2 % в 1998г., а по уточненным данным - 5,5 % с учетом заключительных оборотов; 1,2% в 1999г. Это достигло в основном за счет искусственного секвестирования расходов.

Бюджетный дефицит в разных размерах существует в ряде развитых стран, но там обычно применяются неинфляционные методы его покрытия. Россия в 1990-х годах использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита - налоги, займы, денежная эмиссия, но неэффективно, так как они не стимулировали экономический рост и не опирались на научно-обоснованную экономическую политику.

Антиинфляционная направленность налоговой политики эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики путем снижения налогового бремени до приемлемого бизнесом уровня. Глобальной проблемой является борьба с уклонением от уплаты налогов и повышения их собираемости.

Регулирование госдолга

Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который растет почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен. Эта проблема особенно актуальна для России, где внутренний государственный долг достиг 750 млрд. руб. к 17 августа 1998 г., а в результате новации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) снизился до 550 млрд. руб. в середине 1999 г. Внешний долг, включая частный, превысил 200 млрд. дол. в 2000 г. Специфика покрытия дефицита федерального бюджета России состоит в преобладании внешних источников (87,9 % объема дефицита в 1999г.). При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.

Учитывая значение монетарных факторов инфляции, антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.