logo
Макроэкономика Грязновой

Проблемы реализации

Каковы типичные проблемы, встречающиеся при проведении региональной политики? Назовем основные из них.

Во-первых, проводимая политика по определенному выравниванию пространственных возможностей никогда не может привести к полному равенству экономических и социальных условий. Более того, полной нивелировки условий и не требу­ется. Абсолютное равенство противоречит природе рыночной экономики. Поэтому политика строится на основе тонкого критерия: стремиться обеспечить относительное, но не абсолютное равенство. Такой экономический подход может встречать, естественно, противодействие со стороны социальных сил, прежде всего профсоюзов.

Во-вторых, региональная политика имеет сложную корреляцию со структурной политикой. Они могут взаимно дополнять друг друга, но могут находиться и в противоречии между собой. Если речь, например, идет о разносторонне развитом, многоотраслевом районе, то улучшение структуры экономики одновременно помогает развитию самого региона. Однако в реальности некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В связи с воздействием научно-технического прогресса и расслоением промыш­лен­ности на две условные группы (новые и старые отрасли) меры правительства по поддержке передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, повышается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями ощущаются общий спад и дальнейшее сокращение рабочих мест.

В качестве примера рассмотрим государственные меры по отношению к Рурскому промышленному центру в ФРГ. На протяжении 50‑60-х гг. считалось, что угольное производство следует сворачивать и вместо этого форсировать в стране мощности по нефтепереработке. Нефть, безусловно, технологически более про­г­рессивный вид энергии. Однако начавшееся сворачивание угольной промышленности, приведшее к резкому усилению безработицы в регионе, было приостановлено. В итоге стало ясно, что с учетом данного социального фактора и ненадежности нефтепоставок (сказался урок нефтяного кризиса 1973-1974 гг.) стране необходим свой источник энергии (даже если он не является технологически самым прогрессивным). Структурные цели пришлось нес­коль­ко изменить в пользу региональных потребностей.

Разумная региональная политика предполагает, таким образом, необходимость взвешенных, компромиссных шагов. Приходится исходить из того, что любое регулирующее действие государства имеет свою цену. Важно, чтобы для экономических субъектов характер и масштабы получаемых положительных благ оказывались сравнительно более высокими по сравнению с произведенными издержками и альтернативной ценностью других (не осуществленных) вариантов регулирования.

Региональная политика в России сталкивается со следующими проблемами.