logo
Макроэкономика Грязновой

Регулирование денежных масс

С 70-х годов в мировой практике стало применяться таргетирование -установление Центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы и банковского кредита. Однако планирование денежных агрегатов независимо от состояния экономики оказывало лишь психологическое воздействие, а контрольные цифры систематически нарушались. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики валютного курса, денежных агрегатов и инфляции55.

В условиях открытой экономики валютный курс отражает степень соответствия курсовых соотношений и паритета покупательной способности валют и оказывает влияние на внутренние цены в зависимости от доли импортных товаров на внутреннем рынке. Поэтому важным объектом таргетирования являются изменения валютного курса.

Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ограничение денежной массы в обращении заменена более гибким подходом.

Объектом таргетирования являются также внутренние цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции.

Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнения целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.

В России по рецептам монетаристов антиинфляционная политика в 1990-х годах до кризиса 1998 г. сводилась к жесткому ограничению денежной эмиссии. Это привело к снижению коэффициента монетизации до 12 % в середине 1990-х годов. Низкая насыщенность ВВП рублевой массой (отношение денежного агрегата М2 к ВВП) стимулировала появление тысяч неофициальных центров, выпускавших денежные суррогаты, которые обслуживали до 70-80 % хозяйственного оборота. Процветали бартерные сделки.

После глобального августовского кризиса 1998 г. в результате пересмотра макроэкономической политики Центральный банк России взял курс на повышение ликвидности экономики, испытывающей "денежный голод" Денежная масса (М2) возросла с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 704,7 млрд. в декабре 1999 г., или на 92,6 %. Однако форсирование денежной эмиссии чревато усилением инфляции в России, если оно не способствует возрождению национального производства.

Опыт США по использованию денежной эмиссии для выхода из циклического экономического кризиса, принявшего мировые масштабы в 1929-1933 гг., свидетельствует, что это стало возможным благодаря уникальной ситуации.

В США до 1933 г. функционировал золотомонетный стандарт, банкноты разменивались на золото, не было инфляции и инфляционного потенциала.