logo
Макроэкономика Грязновой

Стратегические альянсы

условиях глобализации экономики особое значение приобретают процессы транснационализации в рамках так называемых стратегических альянсов – гибких межфирменных союзов, создаваемых для совместного решения задач в определенной области, но позволяющих продолжать соперничество в других сферах. Примером может служить соглашение «Версит» по выпуску совместимых компьютеров и программного обеспечения, заключённого между конкурирующими друг с другом американскими ТНК «Америкэн телеком энд телеграф», «Ай-Би-Эм», «Эппл компьютер», германской международной компанией «Сименс».

Другой пример – альянс шведского концерна «Вольво» и японской фирмы «Митсубиси». На бывшем дочернем предприятии «Вольво» в Голландии «Недкарс», модернизация которого обошлась в два миллиарда долларов, осуществляется производство из общих деталей и на одних технологических линиях двух конкурирующих моделей легковых автомобилей: «Карисма»-«Митсубиси» и «Вольво-400».

Резкое сокращение «цикла жизни» современных товаров вызывает необходимость выхода с новой продукцией на все основные рынки мира одновременно, чтобы успеть амортизировать возросшие вложения в НИОКР и «снять сливки» с освоенного нововведения, опережая конкурентов. «Успех сегодня – отмечает президент итальянской ТНК «Оливетти» - может быть достигнут только посредством альянсов, которые обеспечивают ваше присутствие одновременно на каждом рынке глобального значения… Ни одна из компаний не обладает необходимыми ресурсами времени и денежных средств, чтобы стать действительно международной, если она уже не является таковой; и даже многонационалы, уже располагающие международно-организованными структурами, могут продолжить развитие только через альянсы».

Выделяют несколько видов стратегических альянсов:

Массовое образование стратегических альянсов является формой конкурентного взаимодействия ТНК, которая адекватна современному этапу резких технологических сдвигов, позволяет поддерживать соперничество, снижала его отрицательный эффект.